Обучение детей управлению эмоциями

Обучение детей управлению эмоциями

Кирилл Карпенко

В одном исследовании было установлено, что способ регуляции своих эмоций и эмоций детей родителями оказывает большое влияние на развитие ребёнка и его успешность в учёбе.

Дети, обученные управлению эмоциями, обладают большей способностью концентрировать своё внимание, лучше успевают по математике и чтению, более дисциплинированы, у них ниже частота сердечных сокращений и в их организме меньше гормонов стресса.

Четыре типа родителей

Существует четыре типа родителей:

  1. игнорируют гнев или уныние своих детей;
  2. осуждают детей за их чувства;
  3. полагают, что роль родителей ограничивается простым принятием эмоций своего ребёнка;
  4. помогают детям осмыслить свои эмоции и конструктивно их выражать.

Например, если ребёнок сидит с грустным выражением лица или плачет, то родители из первой группы просто не заметят этого. Родители из второй группы потребуют от ребёнка замолчать, перестать плакать и др. Родители из третьей категории попробуют успокоить или развеселить ребёнка: посадят перед телевизором и включат мультфильм, дадут конфетку, возьмут на руки и др. Родители из четвёртой группы спросят:

- Тебе грустно?
- Да.
- Что-то случилось?
- ...
- Что ты будешь делать в этой ситуации? Как можно улучшить своё настроение? Какие выводы ты сделал из случившегося? Чему тебя научила эта история?

Дети родителей из четвёртой категории обгоняли сверстников как в интеллектуальном, так и в физическим развитии [1. с. 408].

Привычка

Результаты данного исследования указывают на одно из важнейших направлений воспитания ребёнка. Родители могут дать детям не только свою любовь и контроль, но и научить осознавать свои эмоции и управлять ими.

В некоторых странах обучение детей управлению эмоциями является обычным элементом воспитания. Уильям Джеймс более ста лет назад в лекциях для учителей рассказывал, как к ним в Кембридж приезжали образованные индусы.

«„Я не понимаю, — говорил один из них, - как можно жить так, как вы живёте: не уделяя ни одной минуты в день на размышления в спокойном положении. У нас, индусов, необходимую часть нашей жизни составляют те по меньшей мере полчаса в день, которые мы проводим в молчании, в полном покое, удерживая дыхание и размышляя о вечности. К этому с самого раннего возраста приучают каждого индусского ребёнка“… Благие плоды такого обыкновения проявляются в физическом спокойствии, в отсутствии напряжённости, в удивительной приятности и ровности выражения лица, в невозмутимости индусов. И я почувствовал, что мои соотечественники сами лишают себя важной приятной черты характера».

Рисунок моего настроения

Одним из способов осознания своего эмоционального состояния является "Рисунок настроения". Ребёнку можно предложить закрыть глаза и представить, на что похоже его настроение:
  • какого оно цвета;
  • может быть, оно похоже на животное;
  • на овощ или фрукт;
  • на явление природы;
  • на растение.

После этого ребёнок рисует своё настроение карандашами, акварелью или фломастерам.

Литература

  1. Грэйс Крайг. Психология развития.
  2. Важные навыки в периоды стресса: иллюстрированное пособие.
  3. William James. Talks To Teachers On Psychology; And To Students On Some Of Life's Ideals.

Статья опубликована: Психологическая газета.