В зависимости от степени удовлетворения сторон можно выделить пять способов поведения в конфликте.
1. Уклонение. Это когда мы физически или внутренне отстраняемся от конфликта, выходим из конфликтной ситуации.
2. Уступка. В этом случае мы жертвуем своими интересами для выгоды другой стороны.
3. Подавление. Это противоположность уступки: мы реализуем свои интересы, полностью игнорируя нужды противника.
4. Компромисс. Взаимная уступка и взаимное частичное удовлетворение интересов.
5. Сотрудничество. Максимальное удовлетворение интересов обеих сторон. Основой сотрудничества является мировоззрение в духе "Выиграл/Выиграл".
Нельзя сказать, что один из этих способов лучше другого: всё зависит от ситуации. Во время Отечественной войны 1812 года русская армия уклонялась от боя с французами, что привело к победе. А в Великой отечественной войне советская армия активно подавляла врага, что в тех условиях было правильно. Когда мы изначально заняли неадекватную позицию, то разумно будет признать это и уступить. Во многих случаях нужно мыслить в духе выиграл/выиграл и стремиться к сотрудничеству. В определённых обстоятельствах оптимальным может оказаться компромисс.
Пример. Потребительский спор
Однажды я купил смартфон. В нём оказался неисправен разговорный динамик. Я потребовал принять обратно смартфон и вернуть мне деньги: 10 000 рублей.
Если бы продавец исполнил моё требование, то это было бы нормальное сотрудничество в рамках закона о защите прав потребителей.
Однако компания заняла позицию уклонения: смартфон они сразу приняли, но деньги в установленный законом срок мне не отдали.
В этой ситуации я вынужден был перейти к подавлению: подал заявление в суд с требованием вернуть деньги за смартфон, а также уплатить штраф, неустойку и компенсацию морального вреда, - всего 50 000 рублей.
Магазин отказался уступить, и юрист компании предложила мне компромисс: они выплачивают мне 25 000 рублей за смартфон и доставленные неудобства, а я отказываюсь от остальных требований. Я сразу согласился, суд утвердил мировое соглашение на этих условиях и через пару дней продавец перечислил мне деньги.
Пример. Конфликт дочери и родителей о выборе профессии
Одна девочка хотела стать филологом. Её родители настаивали на профессии инженера.
Применяя уклонение, ребёнок просто избегал бы разговоров на эту тему, замыкался в себе.
В случае удовлетворения требований родителей, это была бы уступка.
В реальности девочка применила подавление, то есть поступила на филфак.
Компромиссом могла быть ситуация, когда ребёнок пошёл учиться на инженера, а затем заочно на филолога. А родители обязались помочь с получением филологического образования, оплатив часть стоимости обучения.
Сотрудничество было бы возможно в случае отхода от защиты позиций к рассмотрению настоящих интересов сторон. В конечном счёте, и дочь, и родители хотят для неё благополучия, успеха и счастья. Филология нравится девочке, но заработать на ней сложно. Инженер более уверенно чувствует себя на современном рынке труда, но нелюбимая работа делает человека несчастным и малоэффективным. С учётом этих обстоятельств родители могли бы оказать поддержку дочери, помочь поступить в лучший ВУЗ, оказать содействие в получении хорошей работы, что в результате привело бы к истинному благополучию ребёнка, что обе стороны изначально и хотели.
Пример. Условия сделки в бизнесе
Компания Б обратилась к компании А с просьбой снизить стоимость услуг на 15 % в связи с тем, что единственный клиент компании Б уведомил о снижении оплаты на 15 %.
Компания А могла бы уклониться от решения этого вопроса, сообщив, что вопрос находится на рассмотрении.
В случае уступки компания А, уменьшила бы стоимость своих услуг на 15 %.
В реальности компания А применила подавление, предложив компании Б снизить объём поставляемых услуг на 15 %.
Для достижения компромисса компания А могла бы предложить снизить стоимость услуг на 7,5 %.
Сотрудничество было бы возможно, если бы компания А учла ряд обстоятельств. Компания Б много лет пользовалась услугами компании А. Компания Б всегда своевременно оплачивала счета. Компания Б покупала относительно большой объём услуг, была крупным клиентом. Компания Б регулярно заказывала дополнительные услуги, в отличие от многих других клиентов. В компании Б работали исключительно вежливые, культурные, профессиональные сотрудники, поэтому никогда не было претензий, жалоб, недовольств, конфликтных ситуаций. Иначе говоря, компания Б была идеальным клиентом компании А. Такие клиенты, как компания Б, являются основой успешного, стабильного бизнеса компании А. Кроме того, компания А часто предоставляла скидки другим своим клиентам, в том числе скидки более 15 %. С учётом всех этих обстоятельств компания А могла предоставить требуемую скидку 15 % либо бесплатно предоставить дополнительные услуги и рассматривать это не как уступку, а как сотрудничество, поддержку своего лучшего многолетнего клиента в трудное для клиента Б время. В этой скидке помимо благодарности клиенту Б для компании А были и дополнительные выгоды: гарантия, что клиент Б в связи с финансовыми трудностями не откажется от услуг компании А, а также увеличение лояльности клиента Б.