Грэйс Крайг
Каждая семья уникальна так же, как уникален каждый человек. Родители пользуются определенными приёмами воспитания в зависимости от ситуации, самого ребёнка, его поведения в данный момент, принадлежности к определенной культуре. В идеале они должны создавать разумные ограничения автономии ребёнка, настойчиво передавать ему свои ценности, способствовать развитию самоконтроля, действуя при этом очень осторожно, чтобы не пресекать любопытство, инициативу и растущее чувство компетентности ребёнка. Определяющими измерениями родительского поведения являются контроль и теплота.
Термином родительский контроль обозначают степень выраженности у родителей запретительных тенденций. Запрещающие родители ограничивают свободу своих детей; они активно насаждают правила и следят за тем, чтобы ребёнок им подчинялся и выполнял свои обязанности. В противоположность этому родители, для которых запретительные тенденции не характерны, в гораздо меньшей степени контролируют детей, предъявляют к ним меньше требований, налагают меньше ограничений на их поведение и выражаемые ими эмоции.
Термином родительская теплота обозначается количество любви и одобрения, демонстрируемое родителями. Мать и отец, с теплотой и заботой относящиеся к своим детям, часто улыбаются им, хвалят их и поддерживают. Они стараются не критиковать и не наказывать детей, а также воздерживаются от демонстрации своего неодобрения. Жестокие родители, напротив, критикуют, наказывают и игнорируют своих детей, редко проявляя свою любовь или одобрение.
Родительский контроль и родительская теплота влияют на проявление детьми агрессии и одобряемого обществом поведения, на формирование их Я-концепции, усвоение нравственных ценностей, а также на развитие социальных навыков.
Четыре стиля родительского поведения
Дайана Бомринд использовала для классификации стилей родительского поведения три измерения. Она выделила три его различных стиля: авторитетный, авторитарный и либеральный. Чтобы продемонстрировать полную картину, мы добавим к ним ещё один стиль воспитания — безразличный. Все эти стили обобщаются в таблице. Однако следует помнить, что это общие тенденции, а не абсолютные категории; в различных ситуациях стиль родительского поведения может меняться.
Таблица
Авторитетный стиль |
Умеренно высокий контроль |
Признают и поощряют растущую автономию своих детей. |
Тёплые отношения |
Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения; допускают изменения своих требований в разумных пределах; дети превосходно адаптированы: уверены в себе, у них развиты самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой. |
|
Авторитарный стиль |
Высокий контроль |
Отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены. |
Холодные отношения |
Закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жёсткие ограничения и правила, не допускают никаких обсуждений; позволяют ребёнку лишь в незначительной степени быть независимым от них. Такие дети обычно, замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки, как правило, остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста. Мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными. |
|
Либеральный стиль |
Низкий контроль |
Слабо или совсем не регламентируют поведение ребёнка; безусловная родительская любовь. |
Тёплые отношения |
Открыты для общения, однако преобладающее направление коммуникации — от ребёнка к родителям. Детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве со стороны родителей; родители не устанавливают каких-либо ограничений. Дети склонны к непослушанию и агрессивности, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. Иногда они становятся активными, решительными и творческими людьми. |
|
Индифферентный стиль |
Низкий контроль |
Не устанавливают для детей никаких ограничений; безразличны к собственным детям. |
Холодные отношения |
Закрыты для общения. Заняты собственными проблемами. У них не остаётся сил на воспитание детей. В случае, когда безразличие родителей сочетается с враждебностью (как у отвергающих родителей), ребёнка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам, что приводит к совершению правонарушений. |
Авторитетные родители соединяют высокую степень контроля с теплотой, принятием и поддержкой растущей автономии своих детей. Хотя такие родители и налагают определенные ограничения на поведение детей, они объясняют им смысл и причины таких действий. Их решения и поступки не кажутся произвольными или несправедливыми, и поэтому ребёнок легко соглашается с ними. Авторитетные родители готовы выслушать возражения своих детей и уступить, когда это целесообразно. Например, если девочка хочет дольше обычного задержаться в гостях, авторитетные родители, скорее всего, поинтересуются причинами такой просьбы и сопутствующими обстоятельствами (например, у кого из своих друзей она задержится, будут ли их родители дома), а также тем, не помешает ли это выполнению её обязанностей (таких, как уроки или дела по дому). Если проблем не возникает, они могут позволить небольшое отклонение от правила.
Авторитарные родители тщательно контролируют поведение своих детей и обычно проявляют мало теплоты к ним. Они жёстко придерживаются правил. В только что описанной ситуации их ответом на просьбу дочери был бы, скорее всего, отказ, сопровождаемый такими утверждениями, как: «Правила есть правила» или «Я так сказал!» Если ребёнок начинает спорить или настаивать на выполнении просьбы, родители могут рассердиться и прибегнуть к наказанию, возможно физическому. Они отдают команды и ожидают, когда всё будет выполнено; такие отец и мать избегают долгих объяснений со своими детьми. Авторитарные родители ведут себя так, словно установленные ими правила высечены на камне и не могут меняться ни при каких обстоятельствах. Все стремления ребёнка к автономии в этом случае могут оказаться для него крайне фрустрирующими (фрустрация — переживание неудачи, очень неприятное состояние).
Либеральные родители проявляют много теплоты и осуществляют незначительный контроль над своими детьми, устанавливая мало ограничений в их поведении либо совсем не делая этого. Вопрос о том, можно ли ребёнку задержаться в гостях дольше обычного, скорее всего, вообще не возникнет, так как в такой семье нет установленного времени для возвращения домой, как и отхода ко сну, а от детей не требуют, чтобы они информировали родителей о своём местонахождении. Вместо того чтобы спросить у своих родителей позволения задержаться дольше положенного времени в гостях, девочка могла просто сообщить им о своих планах или объяснить им всё по возвращении домой. При таком избытке свободы она практически лишена руководства с их стороны. Если поступки детей выводят из равновесия, сердят либеральных отца и мать, они, как правило, стараются подавить свои чувства. По мнению Бомринд, часто такие родители так желают продемонстрировать своим детям безусловную любовь и принятие, что перестают выполнять непосредственные родительские функции, например, устанавливать им необходимые ограничения.
Безразличные родители не устанавливают границ и не отличаются проявлениями теплоты и одобрения, возможно потому, что им нет дела до своих детей или их собственная жизнь переполнена стрессом и проблемами и у них не остаётся энергии для обеспечения поддержки и осуществления руководства своими детьми.
Воздействие стилей родительского поведения на ребёнка
Как было показано Бомринд и последующими исследователями, дети авторитарных родителей отличаются замкнутостью и робостью, почти или совсем не стремятся к независимости, обычно угрюмы, непритязательны и раздражительны. В подростковом возрасте они, особенно мальчики, могут чрезвычайно бурно реагировать на запрещающее и карающее окружение, в котором их растили, становясь иногда непослушными и агрессивными. Девочки же чаще остаются пассивными и зависимыми.
Хотя чрезмерное попустительство со стороны родителей противоположно гипертрофированным запретительным тенденциям, оно не обязательно приводит к противоположным результатам: дети либеральных родителей также могут быть непослушными и агрессивными. Кроме того, они склонны потакать своим слабостям, импульсивны и часто не умеют вести себя на людях. Иногда такой ребёнок становится активным, решительным и творческим человеком.
Было обнаружено, что дети авторитетных родителей адаптированы лучше других. По сравнению с остальными такой ребёнок более уверен в себе, полностью себя контролирует и социально компетентен. Со временем у этих детей развивается высокая самооценка, а в школе они учатся гораздо лучше, чем те, кто воспитывался родителями с другими стилями поведения.
Наиболее неблагоприятная ситуация у детей безразличных родителей. Когда попустительство сопровождается открытой неприязнью и отсутствием теплоты, ребёнка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам.
Однако влияние родительских стилей на детей может существенно различаться в разных культурах и субкультурах, и мы не можем сказать, что один какой-то стиль является наилучшим. Более того, методы, посредством которых авторитетные родители передают свои стандарты поведения, могут в разных культурах выглядеть по-разному. Некоторые исследователи также отмечают, что ряд элементов авторитарного стиля воспитания имеет свои преимущества. Например, традиционные китайские родители часто описываются авторитарными и осуществляющими сильный контроль, в то же время «тренинговый подход», применяемый ими при воспитании, способствует высоким академическим достижениям их детей.
Традиционные родители
В полных семьях родители иногда придерживаются различных стилей поведения. Например, при так называемом традиционном стиле воспитания родители исполняют роли, закреплённые давней традицией за мужчиной и женщиной. Отец может быть достаточно авторитарным, а мать — заботливая и разрешающая. Здесь влияние одного родителя уравновешивается влиянием другого.
Презентация
Ссылки
Крайг Г. Психология развития: ЛитРес.