Если ваш ребёнок характеризуется личностной тревожностью, робостью, то рекомендуется придерживаться следующих правил.
Будите ребёнка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку, услышать ласковые слова.
Если видите, что ребенок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет всё сам. Ещё лучше попытайтесь сами понять ситуацию и переживания ребёнка безо всяких объяснений с его стороны.
Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели утомления. Правильно организуйте режим дня школьника.
Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношений, не обсуждать контрольную и т. д.
Не допускайте разных требований в семье со стороны взрослых, воспитывающих ребёнка: разные требования повышают тревогу.
Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребёнку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
Ребёнка нужно меньше ругать и больше хвалить, причём, не сравнивая его с другими, а только с ним самим, оценивая улучшение его собственных результатов (сегодня нарисовал лучше, чем вчера; быстрее убрал игрушки и т. д.). Это способствует повышению самоуважения ребёнка. Хвалите его так, чтобы он знал, за что его хвалят.
Не сравнивайте ребёнка с окружающими.
Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований. Необходим щадящий оценочный режим в той области, в которой успехи ребёнка невелики. Например, если он медленно одевается, не нужно постоянно фиксировать на этом его внимание. Однако, если появился хотя бы малейший успех, обязательно нужно его отметить.
Демонстрируете образцы уверенного поведения, будьте примером ребёнку. Ребёнок подражает взрослому не только в поведении, но и заражается его переживаниями. Если взрослый человек о чем-то говорит со страхом в голосе, то это эмоциональное состояние передаётся ребёнку, и он также начинает чего-либо бояться. Поэтому из окружения ребёнка должны быть удалены тревожные, истеричные люди либо они должны заняться своим состоянием, научиться управлять своими эмоциями. Также ребёнка нужно научить управлять своими эмоциями.
Общаясь с ребёнком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. Например, нельзя говорить ребёнку: «Много ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай!».
Если по каким-либо объективным причинам ребёнку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нём приносили ему радость, и он не чувствовал себя неуспешным.
Если родители не удовлетворены поведением и успехами своего ребёнка, это ещё не повод, чтобы отказать ему в любви и поддержке. Пусть он живёт в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.
Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
Чаще обнимайте ребёнка, прикасайтесь к нему (похлопайте по плечу и др.).
Старайтесь делать ребёнку как можно меньше замечаний.
Используйте наказание лишь в крайних случаях. Даже если вы наказываете ребёнка, то нельзя его унижать.
Стрессовые ситуации
Рекомендуется избегать стрессогенных для ребёнка ситуаций:
- незнакомый круг общения;
- необходимость принимать решения в условиях недостатка информации, ограничения времени;
- ситуации, требующие мобилизации усилий, выносливости и уверенности в себе (публичные выступления, экзамены, соревнования и т. п.);
- несправедливые обвинения, насмешки;
- разговоры о смерти;
- одиночество.
Благоприятные ситуации
Организовывайте ситуации, способствующие наибольшей продуктивности:
- выполнение простых, монотонных, предсказуемых операций, не связанных с эмоциональным напряжением;
- точно определённые права и обязанности;
- однозначные и благоприятные отношения с другими людьми;
- поощрения за успехи.
Научитесь видеть потенциал в ребёнке.
Заведите "Тетрадь моих достижений".
Чаще обращайтесь к ребёнку по имени.
Используйте в общении с ребёнком я-высказывания.