Самоповреждающее поведение – причинение себе физической боли для уменьшения эмоциональной боли.
Самоповреждающее поведение отличается от суицидального и членовредительства. Самоповреждение имеет цель – снизить уровень стресса и обычно не несёт риска летального исхода. Хотя при частом самоповреждении болевой порог снижается и объём повреждения растёт: в этом случае есть риск значительного физического вреда.
Суицидальное поведение имеет цель – умереть.
Членовредительство обычно имеет цель – выжить. Например, самострел в армии – это членовредительство. Солдат стреляет в свою руку или ногу, чтобы его отправили в госпиталь. В противном случае его отправят в бой, где он может погибнуть.
Также не стоит путать самоповреждение с разного рода изменениями тела, которые совершаются с эстетическими целями: пирсинг, татуировки.
Самоповреждающее поведение чаще встречается у подростков, юношей и молодёжи. Начинается обычно с 12 лет. В большинстве случаев самоповреждающее поведение проходит к 25 годам.
Девушки чаще наносят себе порезы и царапины, юноши – ожоги, прижигание сигаретой. Также самоповреждение может проявляться в ударах, прокалывании кожи, выдирании волос, препятствовании заживлению раны.
Систематическое самоповреждение совершают 15–45 % подростков. Единичные акты самоповреждения совершают 90 % несовершеннолетних.
Для правильной оценки ситуации важно учитывать частоту самоповреждающего поведения: ежедневно, еженедельно, ежемесячно. Чем чаще происходит самоповреждение, тем серьёзней нужно относиться к ситуации и тем больше необходимость обращения к психиатру. В лёгких случаях может быть достаточно психологического консультирования.
Для профилактики и устранения самоповреждающего поведения нужно:
- проконсультироваться с психиатром или психотерапевтом;
- проконсультироваться с психологом;
- научиться управлять своими эмоциями и стрессом;
- повышать уверенность в себе;
- вести тетрадь достижений;
- вести дневник эмоций;
- правильно мыслить и взрослым, и детям;
- устанавливать адекватные правила для детей;
- родителям регулярно задавать себе важные вопросы;
- не допускать школьный буллинг и любое другое жестокого обращения с ребёнком.
Видео. Самоповреждающее поведение подростков: дань моде или крик о помощи?
Дополнительные материалы
- Обучение детей управлению эмоциями.
- Информационные материалы ВОЗ о депрессии.
- А. Бек, А. Раш, Б. Шо, Г. Эмери. Когнитивная терапия депрессии / Cognitive Therapy of Depression.
- Джеффри Брэнтли, Джеффри С. Вуд, Мэтью Маккей. Диалектическая поведенческая терапия. Руководство по тренингу навыков осознанности, межличностной эффективности, регуляции эмоций и стрессоустойчивости.
- Лайза Уид Файфер, Аманда К. Краудер, Роберт Галл, Трейси Элсенраат. Практическая когнитивно-поведенческая терапия для детей и подростков. Более 200 упражнений для поддержки детей с тревожными и эмоциональными расстройствами, с расстройствами поведения, детей с аутизмом и СДВГ.