Чтобы повысить уверенность ребёнка в своих силах, научите его записывать свои успехи в специальную тетрадь: тетрадь достижений.
На обложке ребёнок должен написать своё имя и название тетради. Название можно выбрать самому, например: "Мои достижения", "Мой успех", "Мои заслуги".
Попросите ребёнка вспомнить своё самое большое достижение. На первой странице тетради пусть ребёнок нарисует это достижение цветными карандашами. Затем на следующих страницах нужно написать не менее 30 достижений. Потом нужно еженедельно записывать в эту тетрадь свои достижения. Можно фиксировать успехи в виде рисунков. Можно и нужно вклеивать в тетрадь документальные свидетельства достижений ребёнка: грамоты, письменные работы с оценкой учителя, копии дневника, фотографии и др.
Видеть достижения ребёнка бывает иногда трудно. Однако если задаться такой целью, то всегда можно найти какие-то успехи. Ниже несколько примеров достижений детей, которые не всем очевидны.
Оценка "3" по пятибалльной шкале это хорошая оценка! "Тройка" – это достижение. Оценки "4" и "5", разумеется, тоже достижения. Здесь важно понимать, что ребёнок должен сравнивать себя с самим собой в прошлом и соревноваться сам с собой. Не нужно сравнивать ребёнка с другими детьми. В сравнении с другими мы все ничтожества. Всегда есть кто-то сильнее, умнее, успешнее, красивее, здоровее.
Если ребёнок прогуливал уроки, то достижением может быть копия электронного журнала, в котором за последнюю неделю не стоит ни одной "Н".
Рон Кларк
Рон Кларк решил заговорить с учеником, стоящим в мусорном ведре лицом к стене:
- Привет! Что с тобой случилось?
- Учительница сказала, что я не могу учиться и что моё место в мусорке.
- Я мистер Кларк. А тебя как зовут?
- Хади Крейг.
- Будем знакомы. (пауза) Слушай, прости: я ужасно забывчивый. Как я сказал меня зовут?
- Мистер Кларк.
- Ну, вот, видишь: ты уже кое-что выучил! Давай тебя переставим!
Выучить имя педагога – это достижение.
Хороший учитель всегда найдёт достижения учеников.
Х/ф "Триумф. История Рона Кларка"
10 голов
Андрей Мовчан описывает поступление его сына в британскую среднюю школу:
Так случилось, что вскорости он писал сочинение (эссе) к поступлению в лондонскую школу. Школа крутая, писал по-английски, тема «Моё самое большое достижение в жизни». Ну, он написал. Ну, я потом прочитал. Оказалось, самое большое достижение в жизни претендента на место в школе №13 в мировом IB рейтинге – 10 голов, забитых в одном матче на пришкольной коробке, против параллельного класса. В ужасе я ждал вердикта, а когда оказалось, что сына приняли, спросил робко: «А ничего, что ребенок не понимает, что такое настоящие достижения?» И получил удивлённый ответ: «Его достижение – это то, что он сам считает достижением. Именно такие достижения ценны. Мы как раз стараемся учить детей понимать, что для них ценно, а что – нет, чтобы они не жили чужой жизнью».
Трудолюбивый ребёнок
Ученица 7-го класса прогуливала уроки, точнее вообще не ходила в школу. На совете профилактики отчаявшаяся мать неустанно называла девочку "лентяйкой". Я выразил несогласие с такой оценкой:
— Ребёнок не ходит в школу, потому что в школе скучно и много злых людей. Она не лентяйка, потому что она самостоятельно нашла работу, сама ездит на эту работу и ответственно выполняет свои обязанности. За добросовестный труд работодатель платит ей зарплату. На заработанные деньги ребёнок купил себе смартфон. Поэтому доказано, что девочка трудолюбива и ответственна. С такими качествами она сможет успешно закончить школу. Мы взрослые должны лишь ей помочь. Например, составить для неё индивидуальный учебный план, по которому она сможет в своём темпе освоить программу, не посещая уроки в классе, которые вызывают у неё отвращение.
Литература
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения - практическое пособие для педагогов и школьных психологов. Часть 1.