В разговорах об агрессии обычно фокусируются на самих агрессивных людях, ища причину проблемы в их личностях. По моему опыту, проявления детской и взрослой агрессии можно уменьшить, ничего не делая с агрессивными людьми. Нужно лишь, чтобы окружающие их люди перестали провоцировать агрессию. Проблема в том, что многие дети, учителя и родители часто не понимают, что их действия являются конфликтогенами. Давайте рассмотрим несколько конкретных типичных ситуаций.
Он же случайно!
Угрюмый, «агрессивный» мальчик 6-го класса на перемене сидел за партой и рисовал. У него был трудный день, он получил двойку. Обида и огорчение переполняли его. Но он не подавал виду и эффективным социально приемлемым способом снижал уровень стресса – рисовал карандашом на бумаге.
В это же время его одноклассники играли: кидали друг другу пенал. Эти ребята характеризовались учителями как «дружелюбные», «открытые» и «жизнерадостные».
В один момент поймать пенал не удалось, и он попал прямо в голову нашему «агрессивному» ребёнку. Напомню, что он в этот момент уже находился в стрессе, и получил дополнительные неприятные переживания: боль от удара, испуг от неожиданности, обиду от хамского обращения. В таких условиях справиться со своими эмоциями социально приемлемым способом он уже не смог. В приступе ярости он ударил ученика головой о парту.
На следующий день разбирать инцидент собрались директор, заместители директора, родители и сами дети. Также пригласили меня. Лицо ребёнка-жертвы впечатляло: оно наполовину состояло из огромного синяка.
Разумеется, все ругали этого «агрессивного» ребёнка и его несчастную мать. В конце мероприятия директор обратилась ко мне с предложением высказаться. Я сказал, что пострадавший ребёнок сам виноват в случившемся, что главная ответственность лежит на нём, что если бы он не кидал пенал, то ничего бы не случилось. Директор возразила: «Он же случайно в него попал!»
Я ответил, что попал случайно, но кидал-то специально. Он кидал пенал, осознавая, что вокруг есть люди, в которых он может попасть пеналом. Он сознательно пренебрёг безопасностью и комфортом окружающих. Он наплевательски отнёсся к людям. Люди ответили ему физическим насилием.
После этого я дал пару советов «агрессивному» ребёнку, как сдерживать свои импульсы. Он, конечно, тоже не прав. Его реакция чрезмерна – количественно.
Но качественно он отреагировал вполне адекватно. То есть любому человеку на его месте было бы неприятно получить неожиданный удар пеналом в голову. Некоторые никак внешне не проявят своего недовольства. У других оно выразится в нахмуренных бровях и сжатых губах. Кто-то озвучит недовольство словами: вежливо или грубо. Кто-то в ответ бросит пенал. Другие прибегнут к физическому насилию разной степени тяжести.
Этому «агрессивному» ребёнку, конечно, стоило реагировать гораздо мягче. Однако если бы не было стимула, то не было бы и реакции. Именно поэтому я заключил слово «агрессивный» в кавычки. Он «агрессивный» только в окружении грубых людей. Среди доброжелательных, вежливых, тактичных и деликатных людей он ведёт себя миролюбиво.
Защищала одноклассников
Вот ещё реальная история. Ученики 3-го класса остались без присмотра в школьном коридоре на 5 минут. В этот момент мимо проходил ученик 7-го класса. Он решил заняться воспитанием третьеклассников: потребовал не шуметь, не кричать, стоять ровно. Вечером в родительском чате – главном рассаднике агрессии в мире – как снежный ком разрослась паника на тему чудовищных истязаний их детей старшеклассником. Паника была такого масштаба, что в кабинет директора на следующий день нашли время прийти 20 родителей.
Никаких следов насилия ни у одного ребёнка не было. Сам 7-классник отрицал побои.
Я пришёл в класс и попросил поднять руку тех ребят, которых бил 7-классник. Подняли руку почти полкласса. Я обратился к одной девочке: «Что ты сделала, чтобы он тебя ударил?» Обратите внимание на циничность формулировки. Практика показывает, что агрессия в большинстве случаев провоцируется самой жертвой. Если ребёнок утверждает, что его били (и при этом других детей в этой же ситуации не били), то нужно выяснить, как он смог это организовать.
Ребёнок простодушно ответил: «Я защищала своих одноклассников! Я ему сказала, чтобы он от них отстал». То есть она спровоцировала 7-классинка на агрессию.
Я объяснил ей, что она поступила неправильно. Защищать одноклассников, конечно, дело благородное. Но защитила ли она их? Нет. Могла защитить? Нет. Она маленькая девочка, а он большой мальчик. Единственное, что она сделала – спровоцировала агрессию в свой адрес.
Чтобы защитить одноклассников, она должна была позвать на помощь взрослых.
В этой ситуации у 7-классника было полное физическое превосходство. Как нужно вести себя в таких ситуациях, хорошо прописано в инструкциях на тему захвата заложников террористами.
Захват заложников
В случае захвата вас террористами эксперты рекомендуют:
- С самого начала (особенно в первый час) и на протяжении всего происшествия выполняйте указания террористов.
- При общении разговаривайте спокойным голосом.
- Не привлекайте внимания террористов своим поведением, не оказывайте активного сопротивления. Это может усугубить ваше положение.
- Не выказывайте ненависть и пренебрежение к похитителям, не провоцируйте их.
- Не пытайтесь надавить на их сознательность и чувство жалости.
- Не высмеивайте их цели и стремления, связанные с данной ситуацией.
Иначе говоря – не провоцируйте террористов. Обычно они являются профессиональными военными. Им проще убить проблемного заложника, чем воспитывать.
Фильм «Неистовый»
В 2020 году вышел фильм Деррика Борте «Неистовый». Перевод названия как обычно плохой. В оригинале фильм называется «Unhinged», то есть «Расстроенный». И это название очень хорошо передаёт суть фильма. Речь идёт о мужчине, который был очень сильно огорчён. Он не спал всю ночь, принимал какие-то таблетки, вероятно, психотропные. Ночью убил жену и любовника, вероятно, за измену. После расправы он поджёг дом.
И вот утром этот несчастный человек зазевался на светофоре. Сзади в машине ехала мать с ребёнком. Эта женщина тоже была на взводе: много личных проблем, развод с мужем, на работу она уже опоздала и ребёнка в школу она тоже привезёт не вовремя. И тут загорается зелёный, но внедорожник перед ней стоит на месте. Женщина настойчиво жмёт на клаксон. Внедорожник не двигается. Тогда она объезжает его, продолжая сигналить, чтобы продемонстрировать своё недовольство.
На следующем перекрёстке внедорожник равняется с её автомобилем. Мужчина опускает боковое стекло и говорит:
— Доброе утро. А сложно было дать сигнал вежливости? Сигнал вежливости звучит легко, дружелюбно. Просто попытка привлечь внимание. Твоя мама так и хотела? Не так ли, мэм? Вы же это имели в виду?
— Нет, не это.
— Почему же?
— Горел зелёный, а вы стояли на месте. У других людей есть дела.
— Да, признаю, я на минутку задумался. У меня вообще какая-то чёрная полоса.
— Да вы такой не один.
— Мне очень жаль, что вам тоже не везёт. И простите, если усугубил. Вы принимаете мои извинения?
— Да не парьтесь.
— Прекрасно. Извинитесь, и мы обо всём забудем.
— Мне не за что перед вами извиняться, сэр.
— Мне кажется, что всегда есть за что извиниться. Но вот в таком мире мы сейчас живём: мы все утратили способность перед кем-либо за что-то извиняться. Вы даже не представляете, что такое плохой день! Но ты скоро узнаешь! Ты меня поняла? Узнаешь, мать твою!
Потом этот мужчина преследовал мать с ребёнком весь день. Несколько человек погибли, несколько – получили травмы. Сама женщина с сыном чудом остались живы.
Вечером они возвращались домой. На перекрёстке их подрезали. Женщина привычным движением занесла руку над клаксоном, чтобы гневно посигналить. Но в последний момент остановилась. Сын заметил это и сказал: «Правильный выбор».
На КиноПоиске у фильма низкий рейтинг – 6.2. Я же поставил ему 10 баллов, потому что он очень ярко показывает один из важнейших законов эффективной коммуникации – не провоцировать окружающих на агрессию. Не сигнальте, не шумите, не кричите, не угрожайте, не хамите, не грубите. Если мы все будем вести себя доброжелательно, тактично, вежливо и деликатно, то агрессии вокруг будет значительно меньше.
Здесь можно справедливо возразить, что этот человек преступник и психически больной, следовательно, его нужно изолировать и лечить. Всё верно. Но важно всегда понимать свои цели. У женщины с ребёнком какая была цель? Цель: доехать до работы и школы живыми и здоровыми. Могла ли эта женщина быть в безопасности, встретив на дороге этого преступника? Да, могла. Для этого ей нужно было быть вежливой: долго не сигналить и извиниться за долгий сигнал.
Реальность
Всегда нужно учитывать факты объективной реальности:
❗ Почти все люди вокруг способны проявлять агрессию и жестокость.
❗ Значительная часть людей вокруг склонны проявлять агрессию и жестокость.
❗ Даже доброжелательные люди способны на агрессию, когда находятся в ненормальном психологическом состоянии: алкогольное опьянение, шок от смерти близкого, болезнь, усталость.
❗ Значительная часть людей вокруг служили в армии и в других силовых организациях, то есть обучены убивать людей разными видами оружия, в том числе холодного, и голыми руками.
❗ Значительная часть людей вокруг физически сильны или владеют навыками рукопашного боя.
❗ В мире люди владеют более чем миллиардом единиц стрелкового оружия легально. В том числе – миллионы людей в России. Каждый 20-й россиянин владеет стрелковым оружием на законных основаниях. Кроме этого, есть неопределённое число людей, владеющих оружием без регистрации.
❗ У всех на кухне есть нож. У некоторых ещё – топор. Некоторые носят нож в кармане.
❗ Кроткие, беззащитные люди опасны не меньше сильных и наглых. У кротких людей в любой момент может закончиться терпение. То есть человек мог позволять над собой издеваться ещё вчера и годами до этого, а потом пришёл с кухонным ножом и зарезал обидчика.
Проще говоря – все люди опасны.
В этой реальности возможны две крайности и золотая середина. Одна крайность: забаррикадироваться дома и никогда не выходить на улицу. Вторая крайность: делать вид, что ни один человек в мире не может причинить мне вред, поэтому можно всем хамить, грубить и дерзить.
И наконец, золотая середина:
✔ Всегда везде и со всеми быть вежливым, тактичным, доброжелательным и корректным.
✔ Стараться не доставлять неудобств окружающим.
✔ Всегда сохранять ясное сознание, чтобы адекватно оценивать ситуацию. Для этого никогда не употреблять алкоголь.
✔ Заниматься спортом, чтобы быть физически сильным.
Статья опубликована в книге "Записки психолога".