Спиннеры всем уже надоели. Недавно у школьников появилась новая модная игрушка – пластмассовые ножи-бабочки.
Я называю такие случаи хорошими воспитательными ситуациями: они реальные и безопасные. Никто не пострадал, а поговорить есть о чём. Детям интересны эти беседы: не отвлечённое морализаторство, а обсуждение того, что происходит здесь и сейчас.
Педагогам не нравятся такие игрушки. Учителя хотят сразу запретить пластмассовые ножи в школе. Но как объяснить детям разумность такого запрета? Сделать это не так-то просто, как может показаться на первый взгляд.
Опасно!
Пластмассовый нож опасен? Нисколько, он не острый. Совсем не острый. Им даже пластилин трудно порезать. При сильном ударе в человека эта пластмасса сломается.
Если запрещать игрушечные ножи по причине их опасности, то нужно ещё запретить карандаши и ручки. Острозаточенный простой карандаш действительно очень опасен. А кусок пластмассы – нет.
Имитация оружия!
Эта игрушка имитирует холодное оружие? Здесь всё зависит от особенностей восприятия. Для меня нож – это инструмент, которым я режу помидоры, кухонная утварь, а не оружие.
Но допустим, что любой нож можно использовать как оружие. А почему в школе нельзя играть с имитацией холодного оружия, а с реалистичными макетами автоматом Калашникова и противотанковых мин в кабинете ОБЖ играть можно и нужно?
Почему можно играть в пейнтбол? Ведь пейнтбол – это имитация убийства людей из огнестрельного оружия. За победу в районных соревнованиях по пейнтболу детей хвалят, а за игру с пластмассовым ножом наказывают.
«Вежливые люди»
Оружие – это часть нашего мира. Запретить кусок пластмассы в школе не трудно, но лучше научить детей правильно действовать в мире полном оружия и насилия.
Что мы чувствуем, видя на улице вооружённых людей в форме (полицейских или военных)? Мы ощущаем спокойствие и понимаем, что на улицах безопасно.
Древние римляне говорили: «Si vis pacem para bellum» («Если хочешь мира – готовься к войне»). Никто не хочет драться с сильным противником.
В некоторых случаях демонстрация силы и оружия предотвращает конфликты.
Грубые люди
Но бывают ситуации, когда оружие или его имитация в руках не предотвращает конфликт, а провоцирует его.
Вооружённые люди в форме вызывают ощущение безопасности. Вооружённый человек в гражданской одежде вызывает у окружающих страх, беспокойство и тревогу. Не нужно демонстрировать оружие или его имитацию, потому что это пугает окружающих.
Вертеть в руках нож или его имитацию – это дурной тон. В повести Александра Бека «Волоколамское шоссе» есть любопытный эпизод, когда командир батальона, старший лейтенант Баурджан Момыш-улы, прибыл в штаб дивизии. В штабе помимо командира дивизии, генерала Панфилова, находился генерал-лейтенант Звягин, заместитель командующего армией. Когда старший лейтенант вошёл, генерал-лейтенант Звягин обратился к нему:
«— Что за партизанщина? — поморщился тот. — Почему шашка?
Я ответил:
— Я артиллерист и до сих пор не переаттестован. Ношу шашку по уставу».
Баурджан Момыш-улы был артиллеристом, но командовал стрелковым батальоном. Частью формы офицера-артиллериста была шашка. Офицеры пехотных войск шашку на поясе не носили. Даже у боевого офицера на войне лишнее оружие может быть дурным тоном.
Оружие в руках у гражданского лица в общественном месте – всегда грубость.
Провокаторы
Обычный человек с оружием или его имитацией в руках пугает окружающих. Люди либо убегают от источника опасности, либо уничтожают источник опасности.
Держать в руках нож или его имитацию в общественном месте опасно в первую очередь для самого держателя оружия, это может спровоцировать агрессию в его адрес.
Резюме
Искусство общения заключается в способности избегать конфликтов и конфликтных ситуаций. Лучшая война та, которая не началась.
Оружие может провоцировать или предотвращать конфликт. Важно научить детей понимать последствия демонстрации оружия.
Статья опубликована: Учительская газета. – 2019. – № 19.