Управление – это понимание задачи

Управление – это понимание задачи

Кирилл Карпенко

Про опыт генерала Панфилова и воспитание детей

Удивительно, что Иван Васильевич Панфилов является одним из самых известных полководцев Великой Отечественной войны. Это удивительно по трём причинам.

Во-первых, Панфилов участвовал в войне всего три месяца, а в масштабных боевых действиях – один месяц: погиб 18 ноября 1941 года.

Во-вторых, он командовал всего лишь дивизией. Многие другие известные полководцы ВОВ командовали более крупными войсковыми единицами: корпусами, армиями и фронтами.

В-третьих, его 316 стрелковая дивизия не была штатной армейской дивизией. Она начала формироваться из добровольцев и резервистов Казахской и Киргизской ССР после начала войны: 14 июля 1941 года.

Давайте разберёмся, в чём один из секретов выдающейся боеспособности и массового героизма солдат его дивизии. И как этот секрет можно использовать в воспитании детей.

«Волоколамское шоссе»

Основным источником о боевом пути панфиловской дивизии осенью-зимой 1941 годя является повесть Александра Бека «Волоколамское шоссе». Точнее книга не про всю дивизию, а конкретно про 1-й батальон 1073 стрелкового полка 316-й стрелковой дивизии. Командовал этим батальоном старший лейтенант Баурджан Момыш-улы. Книга написана и опубликована ещё во время Великой Отечественной войны: в 1943 году.

Эту книгу включают в списки и художественных, и документальных произведений. Можно её считать художественной книгой, потому что она написана профессиональным писателем по всем законам литературы. В то же время материал для книги предоставил боевой офицер Баурджан Момыш-улы. Его имя, как и имя Панфилова, в книге не изменено. Баурджан Момыш-улы рассматривал эту книгу как летопись боевого пути батальона и в сотрудничестве с Александром Беком настаивал на сохранении окопной правды.

На войне

Сцена военного совета перед сражением из книги «Волоколамское шоссе». Панфилов спрашивает:

— А управление батальоном? Как, товарищ Заев, вы будете управлять другими ротами?

— По телефону.

— Но телефонную связь разобьют.

— Тогда посыльными.

— Но в промежутки вклинится противник. Тут везде, — Панфилов показал на карте пальцем, — будут шнырять немцы. Ну-с, как же управлять?

Заев молчал.

— Кто хочет ответить?

Никто не подал голоса. Генерал взглянул на меня, но я тоже затруднился. Радиосредств в батальоне не было. В самом деле, как же управлять?

— Так как же, товарищи, управлять ротами, если нет никакой связи? — Он помедлил. — А ведь управление всё-таки будет. И знаете какое? Ясное и точное понимание задачи. Если тебе ясна задача…

Он опять приостановился, словно ожидая, что кто-нибудь из командиров подхватит, продолжит его фразу.

— Ясен долг! — твердо выговорил Филимонов.

Сколько я мог заметить, Панфилов обычно обходился без так называемых высоких слов. Однако сейчас он сказал:

— Что же, пожалуй, тут это слово подойдет… Когда тебе ясно, что ты должен делать, то именно в этом и заключено управление. Если всем ясна задача, то можно драться разрозненными группами, без телефона, без посыльных — и все-таки бой будет управляем… Вы поняли меня, товарищи?

Идея, что управление – это понимание офицерами и рядовыми задачи, многократно повторялась генералом Панфиловым:

— Промежутки пусть вас не беспокоят. Каждая рота должна быть готова вести бой в окружении. А управление…

Он выжидающе посмотрел на меня.

— Управление — уяснение задачи, — сказал я.

— Вот, вот…

Это один из ключевых элементов высокой эффективности его дивизии: рядовые и офицеры понимали, что нужно делать, даже когда командира не было рядом.

Управление – это понимание

Если вы не можете контролировать человека в какой-то момент, то вам нужно:

  1. объяснить цели и задачи заранее;
  2. мотивировать человека по своей воле выполнить поставленные цели и задачи.

К воспитанию детей это имеет прямое отношение. Большую часть времени дети не находятся рядом с родителями и учителями. Если мы хотим, чтобы дети делали всё правильно, когда нас нет рядом, то мы должны добиться понимания правильных действий детьми и желания выполнять их добровольно.

Понимание цели

Практический пример. Мне поступают жалобы на разного рода девиантное поведение ученика 9-го класса. На индивидуальной консультации интересуюсь, чем он будет заниматься после 9-го класса. Говорит, что планирует поступать в техникум на сварщика. Спрашиваю, зачем учиться на сварщика? Говорит, чтобы зарабатывать деньги: не сидеть же у мамы на шее всю жизнь. Вижу, что у парня здоровая мотивация и адекватная цель.

Дальше выясняю понимание этапов деятельности. Спрашиваю, какой план достижения цели? То есть какой проходной балл был в этом техникуме на эту специальность в прошлом году? Отвечает, что не знает.

Объясняю, что такое проходной балл и как он определяется. Заранее проходной балл никто не знает, но год от года на одну и ту же специальность в одном и том же техникуме он не сильно меняется: ± 0,2.

Нахожу в интернете номер приёмной комиссии техникума, поручаю позвонить сейчас и выяснить. Узнаём, что проходной балл был: 3,5.

Чтобы быть уверенным в поступлении, нужно ориентироваться на прошлогодний проходной балл + 0,2. Следовательно, моему подопечному нужен средний балл аттестата от 3,7 и выше.

Дальше открываю электронный журнал и смотрю оценки за первую и вторую четверть. Считаю средний балл по итогам двух четвертей: 3,4. Объясняю ребёнку, что если бы он поступал в техникум сегодня, то скорее всего не поступил бы: немного не хватает среднего балла. Но впереди ещё две четверти и разрыв небольшой – 0,3 балла. Если он повысит успеваемость по 4-5 предметам на один балл, то будет иметь высокие шансы на поступление.

Спрашиваю, по каким предметам он хочет и чувствует в себе силы повысить успеваемость? Перечисляю все предметы по списку и в таблице отмечаю цели по оценкам на третью и четвёртую четверть. По большинству предметов ставим задачу сохранить успеваемость на том же уровне, а по нескольким на его выбор ставим задачу повысить оценку на один балл, чтобы годовые оценки позволяли поступить в техникум.

Обращаю внимание, что по физической культуре во второй четверти у него стоит оценка 4. Это при том, что ученик активно занимается спортом в секции. Вижу среди текущих оценок во второй четверти одну оценку 2, которая и снизила четвертную оценку до 4 баллов. Спрашиваю, за что получил двойку? Отвечает, что пнул баскетбольный мяч. А зачем пнул? Говорит, что веселья ради.

Объясняю парню причинно-следственную цепочку:

  1. пнул баскетбольный мяч;
  2. получил оценку 2;
  3. за вторую четверть вышла оценка 4 (вместо 5);
  4. если за третью и четвёртую четверть тоже будут четвёрки, тогда за год выйдет 4, и эта оценка пойдёт в аттестат;
  5. средний балл аттестата снизится на 0,06;
  6. этих 0,06 балла может не хватить для поступления в техникум.

Отвечает, что не понимал таких последствий, но теперь понял всю картину и больше не будет пинать баскетбольные мячи.

В заключение консультации я распечатал и дал ученику таблицу с итоговыми оценками, которые он должен получить в третьей и четвёртой четверти, чтобы иметь нужный средний балл аттестата.

Сила в ясности

Ребёнок ушёл от меня воодушевлённым. Что естественно: он стал лучше понимать стоящие перед ним задачи и способы их достижения.

Обязанность педагогов и родителей прояснять детям картину мира и их роль в этом мире. Чем яснее ребёнок всё понимает, тем эффективнее он будет действовать и тем более уверенно, радостно и спокойно себя чувствовать. 

Удивительно, но нередко родители и учителя стремятся не прояснять детям картину мира, а наоборот запутывать, вводить в заблуждение.

Надо напугать

Например, ученицу 10-го класса пригласили на совет профилактики из-за низкой успеваемости. У ребёнка по объективным причинам недостаточно способностей для освоения программы средней школы. Можно с вероятностью 99 % утверждать, что ЕГЭ она не сдаст и не получит аттестат. Следовательно, ей лучше поступить в учреждение начального или среднего профессионального образования.

Однако, ребёнок и её мать считают, что нужно до победного конца учиться в школе. Заместитель директора заявляет, что из-за низкой успеваемости ученицу отчислят по окончании 10-го класса, поэтому ей лучше сейчас в середине учебного года уйти из школы в профессиональное учебное заведение.

Когда ученица и мать вышли, я спросил заместителя директора:

— Вы действительно отчислите её после 10-го класса?!

— Нет, конечно. Но надо же было её чем-то напугать.

Это чёткое и откровенное выражение позиции огромного числа родителей и педагогов: надо запугивать детей. Запугивание считается основным способом влияния на детей.

Обратите внимание, что в данном случае правда более страшна, чем лживое запугивание. Правда заключается в том, что ученица рисковала потерять два года и остаться без аттестата. Заместитель директора же убеждала ученицу, что она рискует потерять лишь один год. Поэтому если хотите пугать детей, то говорите им правду.

Условия исполнения

В заключение несколько советов, как добиться понимания задачи и её выполнения.

Во-первых, нужно вызвать доверие. Если человек нам не доверяет, то он будет защищаться от нашего влияния и противиться пониманию наших слов. Доверие вызывается честностью, заботой, мудростью, спокойствием, профессионализмом, экспертностью, добротой.

Во-вторых, нужно самим понимать желаемые результаты и доносить их до детей понятным им языком. Понимание должно быть ясным. В случае, когда я консультировал девятиклассника о пути поступления в техникум, у него только после беседы со мной появилось ясное понимание цели. До этого у него было понимание, но очень смутное: он не знал, что такое проходной балл.

Нужно фокусироваться на результатах, а не на методах. Я не навязывал данному ученику способ достижения результата. Как он придёт к нужному среднему баллу 3,7, я предоставил решать ему. Важно, что должно быть сделано, а не как это будет сделано.

Ребёнок должен добровольно взять на себя обязательство добиться нужных результатов. Ему большую часть времени придётся действовать, когда нас нет рядом, поэтому он должен руководствоваться своей собственной волей.

В-третьих, сформулируйте руководящие принципы, параметры, которых человек должен придерживаться. Свобода выбирать методы достижения цели не означает вседозволенность. Мы должны предупредить ребёнка о неэффективных стратегиях, чтобы он не совершал типичных ошибок. Необходимо рассказать о существующих эффективных методах достижения цели, чтобы он не изобретал велосипед.

В-четвёртых, нужно дать необходимые для достижения желаемых результатов ресурсы. Когда мы ставим перед человеком задачу, не нужно вести себя как сова из анекдота.

Приходят мышки к мудрой сове и спрашивают:

— Как нам защищаться от лесных хищников.

Мудрая сова отвечает:

— Превратитесь в ёжиков, тогда вас никто не съест.

Мышки сначала обрадовались, но потом уточнили:

— А как нам превратиться в ёжиков?

Мудрая сова ответила:

— Я стратег. Я дала вам стратегическое решение проблемы. Мелкими тактическими вопросами я не занимаюсь.

В-пятых, установите систему отчётности: когда и как будут оцениваться результаты.

В-шестых, донесите до человека последствия достижения или недостижения результатов. Какие будут положительные и отрицательные последствия. Какие будут вознаграждения или наказания с вашей стороны. Какие будут естественные последствия, которые ни от кого не зависят.

Управление через понимание требует времени и терпения на первом этапе. Нужно рассматривать это как инвестицию, а не расход. Если мы один раз вложились в понимание ребёнком задачи, то больше не нужно каждый день напоминать ему не пинать мяч.

Управление через понимание лучший способ сэкономить своё время и нервы и повысить эффективность ребёнка.

Дополнительно рекомендую к просмотру отличный фильм «Тренер Картер / Coach Carter» (Томас Картер, 2005). В фильме реальная история, как тренер школьной баскетбольной команды с большим трудом добивался понимания цели школьного обучения от учеников, их родителей, учителей и администрации школы.