Школа и частная жизнь учителей

Школа и частная жизнь учителей

Кирилл Карпенко

Профессия педагога является публичной. Если человек работает в школе, то его знает весь микрорайон. Быть всегда на виду сложно. Поэтому очень важно оберегать границы частной жизни учителя.

Границы личного и делового

Трудовые отношения, политика, уголовное, административное и налоговое право относятся к общественной (публичной) жизни. Общественная жизнь характеризуется открытостью, доступностью и коллективностью.

Частная жизнь (приватность) напротив определяется как закрытость, неофициальность, неформальность, секретность. Сюда относится неприкосновенность жилища, тайна семейной жизни, сведения о состоянии здоровья, тайна переписки, персональные данные и другое.

Важнейшим элементом права на приватность является отделение частной и общественной жизни. Например, учителя русского языка и литературы Татьяну Кувшинникову из Барнаула попросили уволиться из-за фото в купальнике, которое она сама разместила в интернете. Факт фото в купальнике и работа учителя вообще не должны связываться друг с другом. Даже если на фото учитель была без купальника, это не должно рассматриваться в контексте профессиональной деятельности. Учитель может быть даже нудисткой, если не приходит на работу топлес.

С защитой частной жизни учителей две проблемы. Во-первых, педагоги часто сами не видят границ личной и деловой жизни, поэтому никак не препятствуют их нарушению или даже охотно помогают нарушить свою собственную приватность. Во-вторых, педагоги не умеют защищать свои границы, даже когда видят их нарушение.

Вопросы о личном

Недавно администрация моей школы попросила всех педагогов предоставить информацию, намеревается ли сотрудник покидать пределы Красноярского края летом, во время отпуска. Многие безропотно сразу сообщили такие сведения.

Согласно статье 152.2 Гражданского кодекса РФ не допускаются без согласия гражданина сбор, хранение, распространение и использование любой информации о месте его пребывания или жительства.

Я сообщать о месте проведения своего отпуска не стал, потому что этот вопрос относится к моей частной жизни. Вопрос о месте моего пребывания никак не связан с трудовыми отношениями. Любопытно, что ко мне персонально директор не обращался, не просил предоставить эти сведения. Иначе говоря, не так уж администрации и нужны были эти данные.

Кто-то может сказать, что сведения эти не представляют никакой ценности. Многие, итак, в соцсетях выкладывают фото из отпуска с геометками. И предоставление таких сведений не составляет никакого труда. Зачем «вставать в позу» по такому мелкому вопросу?

Для меня вопрос о месте проведения отпуска звучит также, как просьба работодателя показать грудь. Про изображение груди тоже можно сказать, что эту информацию нетрудно предоставить и она не имеет никакой ценности. Я не хочу никого обидеть, но у многих людей грудь не настолько эстетична, чтобы кто-то захотел на неё взглянуть.

Вопрос не в том, насколько ценна эта информация и трудно ли её предоставить. Проблема в самом факте постановки вопроса. Вопрос о месте проведения отпуска со стороны работодателя также не нормален, как просьба показать грудь. На каком основании мне задают такие вопросы? Для чего собирается эта информация? Куда будет передаваться? Как этот вопрос связан с трудовыми отношениями?

Администрация не давала никаких пояснений. Администрация вела себя так, как будто задавать такие вопросы нормально. Педагоги своими ответами подтвердили, что вопросы работодателя про их частную жизнь – норма, что учителя не возражают против нарушения своей приватности.

Сегодня мы не видим проблемы в вопросе про место отпуска. А завтра нас спрашивают, почему вы в отпуске купались в озере? Потом спрашивают, почему купались в купальнике? Почему выложили фото в купальнике на своей странице в соцсети? Почему покрасили волосы? Есть ли у вас пирсинг и татуировки? А вы думаете, что допустимо учителю иметь татуировку?

Сегодня мы отвечаем на один невинный вопрос о своей личной жизни. А завтра государство, работодатель, общество, СМИ, родители и обучающиеся всё глубже и глубже запускают свои щупальца в нашу личную жизнь и начинают нас душить своим нездоровым интересом и контролем.

Директор показал Татьяне Кувшинниковой её фото в купальнике и спросил: «Это что? Теперь учителя так одеваются?» В том, что эти вопросы были заданы, виноват не только директор. В этом виновато всё педагогическое сообщество. Мы – педагоги – сами, добровольно даём право задавать нам такие хамские вопросы, когда с энтузиазмом отвечаем на вопрос, собираемся ли мы покидать территорию региона во время отпуска. Мы не ценим право на неприкосновенность своей частной жизни.

Это не ваше дело

На тему границ частной и публичной жизни есть отличный фильм – «Претендент / The contender» (Род Лури, 2000).

По сюжету фильма женщина-сенатор Лэйн Хэнсон предложена президентом США на должность вице-президента. Утверждает кандидата на эту должность Конгресс. Политические противники обвиняют Лэйн Хэнсон в аморальном поведении. В частности утверждают, что она в студенческие годы участвовала в пьяной оргии — обряде посвящения в женскую студенческую общину. Есть фотография, на которой обнажённая женщина и двое мужчин занимаются сексом. Лица не видно, но противники утверждают, что на фото именно она – кандидат в вице-президенты США.

Лэйн Хэнсон не опровергала эти слухи. На обвинения она отвечала просто: «Это не ваше дело», «Я не буду это комментировать», «Я не думаю, что уместно обсуждать этот вопрос», «Отвечать на эти обвинения ниже моего достоинства». Лэйн Хэнсон призывала всех фокусироваться на обсуждении политических вопросов, а не личной сексуальной жизни. Сенаторы, конгрессмены, губернаторы должны заниматься государственными вопросами, а не разглядывать и обсуждать порнографические фото в рабочее время.

Удерживать такую позицию было очень трудно. На неё давили политические противники и СМИ. На неё давили её соратники. Жанр фильма – политический триллер. Напряжение в нём зашкаливает.

В конце фильма выяснилось, что на фотографии не Лэйн Хэнсон и она не участвовала в этой студенческой оргии. Также выясняется, что она могла это доказать. Но она это не делала и запретила своим соратникам и президенту США публиковать доказательства её непричастности к истории с сексом в студенческом общежитии. Она настаивала на том, что человек не должен оправдывать свою частную жизнь.

Мораль фильма в том, что безнравственно ведёт себя не тот, кто живёт какой-то личной жизнью. Безнравственно ведёт себя тот, кто суёт свой нос в чужую личную жизнь.

Ассертивность

Поведение Лэйн Хэнсон – это прекрасный образец ассертивности. Ассертивность – это способность быть уверенным в себе без агрессии. Ассертивность – это навык самообороны в конфликте.

В классической схеме стратегий поведения в конфликте ассертивность можно расположить между подавлением и уступкой. Ассертивность – это способность сохранить статус-кво, не подавляя противника и не уступая ему. Ни войны, ни мира.

Ассертивность
Ассертивность

Лучше всего, конечно, стремиться к сотрудничеству, чтобы все были в выигрыше. Также волне приемлемым является компромисс: взаимная частичная уступка и взаимное частичное удовлетворение интересов.

Но что делать если наши оппоненты не склонны к сотрудничеству или компромиссу? Что если они ведут себя абсолютно неадекватно, например, тычут нам в лицо фото пловца в купальнике и спрашивают: «Это что? Теперь учителя так одеваются?» Конечно, купаться в купальнике это нормально. Если бы учитель купалась в пуховике или шубе, то это было бы странно. Очевидно, что договориться по-хорошему с людьми, которые задают такие вопросы, вряд ли получиться.

Можно перейти в ответную агрессию: грубить, давить, обвинять, угрожать. Можно уступить: извиниться, признать свою вину, пообещать исправиться. Можно уклониться от конфликта: написать заявление на увольнение.

А можно проявить ассертивность и ответить в стиле Лэйн Хэнсон: «Это не ваше дело», «Я не буду это комментировать», «Я не думаю, что уместно обсуждать этот вопрос», «Отвечать на эти обвинения ниже моего достоинства».

Концепцию ассертивного поведения разработали психотерапевты для помощи тревожным, робким людям. В переводе с английского «assertiveness» означает «напористость». А прилагательное «assertive»: «самоуверенный», «напористый», «утвердительный», «положительный», «чрезмерно настойчивый». Быть ассертивным значит быть твёрдым и уверенным в себе.

Многим людям, в том числе учителям, не хватает навыка ассертивного поведения. Для развития способности к ассертивности нужно понимать свои ассертивные права.

Ассертивные права

Совместными усилиями психологов и психотерапевтов был составлен билль ассертивных прав:

1. Вы имеете право чувствовать все свои эмоции (включая гнев) и выражать их надлежащим образом.

2. Вы имеете право оценивать свои собственные поступки, мысли и эмоции и брать за них ответственность.

3. Вы имеете право совершать ошибки и нести за них ответственность.

4. Вы имеете право судить, несёте ли вы ответственность за решение проблем других людей.

5. Вы имеете право не соответствовать чужим ожиданиям.

6. Вы имеете право изменить своё мнение.

7. Вы имеете право принимать нелогичные решения.

8. Вы имеете право не зависеть от хорошего отношения других людей.

9. Вы имеете право сказать: "Я не знаю".

10. Вы имеете право сказать: "Я не помню".

11. Вы имеете право сказать: "Я не понимаю".

12. Вы имеете право сказать: "Мне всё равно".

13. Вы имеете право сказать: "Я не против того, что происходит".

14. Вы имеете право сказать: "Это не ваше дело".

15. Вы имеете право сказать: "Нет".

16. Вы имеете право сказать: "Да".

17. Вы имеете право подумать перед ответом столько времени, сколько вам нужно.

18. Вы имеете право ничего не говорить.

19. Вы имеете право не объяснять и не оправдывать своё поведение.

20. Вы имеете право делать меньше, чем можете.

21. Вы имеете право не соглашаться с другими не зависимо от их должности и количества.

22. Вы имеете право задавать вопросы.

23. Вы имеете право ответить вопросом на вопрос.

24. Вы имеете право на уважительное отношение.

25. Вы имеете право хорошо относиться к себе, своим действиям и своей жизни.

26. Вы имеете право просить то, что вы хотите или в чём нуждаетесь.

27. Вы имеете право осуществлять любое или все из этих прав без чувства вины.

Про эти ассертивные права нужно понимать, что они предназначены для самообороны в конфликте от очень наглых и агрессивных людей. Они не нужны для повседневного общения с нормальными доброжелательными людьми. Они помогают сохранить уверенность в себе, когда нам задают чудовищно хамские вопросы: «На этой фотографии вы занимаетесь сексом с двумя мужчинами?», «На этой фотографии вы в купальнике? Так учителя одеваются?»

Ассертивность – это сложная поведенческая модель. Во-первых, нужно правильно определить ситуацию: на меня нападают недоброжелатели или близкий человек пытается обсудить сложный вопрос? К недоброжелателям можно и нужно применять ассертивность, к близким – нельзя.

Во-вторых, быть ассертивным значит балансировать между пассивностью и агрессивностью. Люди, только начинающие осваивать ассертивность, обычно впадают в агрессию.

Дополнительные материалы

Частная жизнь (приватность).

Школа и частная жизнь учеников.

Ассертивность.

Агрессивность и ассертивность.

Список ассертивных прав.

10 ассертивных прав и манипулятивных предубеждений.


Статья опубликована: Учительская газета. – 2020. – № 35.