Школа и частная жизнь учеников

Школа и частная жизнь учеников

Кирилл Карпенко

Школа – это место, в котором происходит вторжение в частную жизнь и детей, и родителей, и педагогов. Иногда это необходимо для защиты интересов детей. Иногда это необоснованное, незаконное и грубое нарушение права на неприкосновенность частной жизни.

Частная жизнь

Частную жизнь (приватность) можно определить как закрытость, неофициальность, неформальность, секретность. Сюда относится неприкосновенность жилища, тайна семейной жизни, сведения о состоянии здоровья, тайна переписки, персональные данные и другое.

Противоположностью является общественная жизнь (публичность) – открытость, доступность и коллективность. Это про трудовые отношения, политику, уголовное, административное и налоговое право.

Идея о праве на частную жизнь появилась всего несколько столетий назад. Она относительно новая, поэтому пока далеко не все понимают значимость и ценность права на частную жизнь.

В фильме «Жила-была одна баба» (Андрей Смирнов, 2011) есть очень показательная сцена. Дело было в начале XX века в России. После первой брачной ночи мать мужа проверила постель молодожёнов: простыня оказалась чистой. Тогда она принесла курицу, отрубила ей голову и побрызгала кровью из курицы на простыню. Потом она вывесила эту простыню с красным пятном сушиться во дворе, чтобы все односельчане могли это видеть. То есть ещё сто лет назад сексуальные отношения жены и мужа относились большей частью к общественной жизни: все желающие должны были иметь возможность убедиться, что у молодожёнов был секс и что жена была девственницей.

К счастью, сегодня приватность защищена законом. Согласно статье 23 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

В Гражданском кодексе РФ есть статья 152.2 «Охрана частной жизни гражданина». Согласно ей, если иное прямо не предусмотрено законом, не допускаются без согласия гражданина сбор, хранение, распространение и использование любой информации о его частной жизни, в частности сведений о его происхождении, о месте его пребывания или жительства, о личной и семейной жизни.

Статья 13.14 КоАП устанавливает административную ответственность за разглашение информации с ограниченным доступом.

Статья 137 Уголовного кодекса «Нарушение неприкосновенности частной жизни» предусматривает уголовную ответственность за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации.

В последние годы правовая защита приватности в части защиты персональных данных была значительно усилена. Европейский союз в 2016 году принял «Общий регламент защиты персональных данных» (GDRP). В России были приняты аналогичные поправки в закон «О персональных данных» и ужесточено наказание за их нарушение.

Приватную информацию по общему правилу нельзя собирать. Но есть ряд профессий, которым для работы нужно получать разного рода информацию о частной жизни: медицинские работники, следователи, судьи, педагоги и другие.

Должностные лица не имеют права разглашать и обязаны предпринять меры для предотвращения утечки информации о частной жизни, которая стала им известна во время выполнения должностных обязанностей. Такие меры называются конфиденциальностью.

Конфиденциальность в школе

Я работал в нескольких образовательных организациях педагогом-психологом и всегда просил руководство купить сейф для хранения конфиденциальных данных обучающихся. У психолога много конфиденциальных сведений об учениках: факты семейной жизни, сведения о состоянии здоровья (в том числе ментальных расстройствах), результаты психологических обследований и другое. Школа как субъект обработки персональных данных обязана обеспечить защиту этих сведений от утечки и разглашения.

Но ни разу ни в одной школе сейф мне не предоставили. Директора и завхозы не видят в этом никакой необходимости. И многие педагоги относятся к вопросу конфиденциальности данных обучающихся крайне равнодушно.

Однажды я видел, как педагог оставила на столе в учебном кабинете личное дело ученика, состоящего на учёте, в раскрытом виде и ушла домой. В этот кабинет имеют доступ другие педагоги (в том числе я), уборщицы и даже ученики могли открыть кабинет и находиться в нём без педагогов. Я пришёл утром на работу, зашёл в этот кабинет и увидел это личное дело. Оно было открыто на странице со свежим постановлением Комиссии по делам несовершеннолетних. Там описывалось, что в такой-то день по такому-то адресу прибыл наряд полиции и увидел там не самые благопристойные сцены из семейной жизни ученика. Эта информация о частной жизни безо всякого труда и злого умысла могла случайно стать известна ученикам школы.

Красноречивая деталь: личное дело лежало на столе, – учитель не посчитала нужным убрать его с глаз, в стол или шкаф. И личное дело было раскрыто: педагог не потрудилась даже закрыть папку. Это личное дело на столе апофеоз педагогического безразличия к конфиденциальности частной жизни ребёнка и напоминает сцену из фильма «Жила-была одна баба»: всё самое сокровенное должно быть у всех на виду.

Домой нельзя

Ещё одно одиозное пренебрежение к приватности обучающихся заключается в стремлении педагогических работников пойти домой к некоторым ученикам и посмотреть, как они живут. Откуда у учителей идея, что они вправе идти домой к ученику и собирать сведения о частной жизни его семьи?

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" не наделяет ни образовательную организацию, ни педагогических работников правом проводить оценку материально-бытовых условий жизни обучающихся. Даже если сами обучающиеся и их родители согласны, педагог не имеет на это права.

Согласно статье 3 Жилищного кодекса жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения.

Орган опеки

Что делать, если педагогу стало известно об угрозе благополучию ребёнка в семье? Согласно статье 122 Семейного кодекса РФ должностные лица образовательных организаций, располагающие сведениями об угрозе благополучию ребёнка, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

Орган опеки и попечительства в течение трёх рабочих дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребёнка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребёнка до решения вопроса о его устройстве.

То есть даже если педагогу известно, что дома есть угроза для ребёнка, педагог не имеет полномочий туда идти и собирать сведения. Такие полномочия есть у органа опеки. Педагог обязан лишь передать информацию в орган опеки.

Поговорить можно

Педагоги не имеют права собирать сведения о материально-бытовых условиях жизни обучающихся. Но педагоги имеют право посетить ученика и его родителей с целью поговорить.

Согласно п. 4 ст. 14 и п. 3 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", педагоги имеют право в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними, их родителями или иными законными представителями и иными лицами.

Разумеется, пользоваться правом посещения детей на дому имеет смысл только в том случае, если дети и их родители пропали: школу не посещают и на звонки не отвечают. Если родители и ребёнок доступны для общения в школе или по телефону, то идти к ним домой нецелесообразно.

Один классный руководитель оригинально пользовалась своим правом приходить домой к детям и родителям. После родительского собрания учитель ходила домой к родителям, которые не пришли на родительское собрание, со словами: «Я понимаю, что вы очень занятые люди. Вам некогда ходить на родительские собрания. Но не беспокойтесь. У меня много свободного времени. Ведь мне больше нечем заняться, кроме того, чтобы в 19 часов прийти в школу на встречу с родителями, а в 21 час идти к вам, потому что вы не соизволили прийти на родительское собрание».

Обычно одного такого визита достаточно, чтобы на следующие собрания родители приходили. Никому не хочется поздно вечером увидеть у себя на пороге разгневанного классного руководителя.

Я однажды пользовался правом посещения родителей. В школу поступила информация, что ребёнок 8-летнего возраста проживает на нашем микроучастке, но не обучается ни в образовательной организации, ни в форме семейного обучения. Телефонного номера родителей не было, был только адрес, поэтому пришлось идти к ним домой. В рабочее время никого застать дома не удалось, поэтому я пришёл к ним поздно вечером в воскресенье. Я объяснил матери ребёнка цель визита, обменялся с ней телефонными номерами и договорился, что она придёт на следующий день в школу, чтобы мы смогли обсудить вопросы обучения ребёнка.

Передача полномочий

Итак, педагоги могут прийти домой к обучающимся с целью поговорить, но не могут во время таких визитов проводить оценку материально-бытовых условий жизни.

Но из этого общего правила могут быть исключения. Эти исключения регламентируются Приказом Минпросвещения России от 10.01.2019 N 4 "О реализации отдельных вопросов осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан".

Согласно этому документу, орган опеки и попечительства может передавать образовательным организациям часть своих полномочий, в том числе: выявление несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей.

Решение органа опеки и попечительства о передаче полномочий оформляется в письменном виде. Заверенная копия такого решения передаётся образовательной организации.

Я не знаю ни одной школы, которой орган опеки и попечительства передал свои полномочия. Возможность такой передачи есть, но подобная ситуация является экстраординарной.

Если полномочия органа опеки переданы школе, то нужно понимать, что педагогические работники во время проведения оценки материально-бытовых условий жизни ребёнка выполняют функции специалиста органа опеки, а не функции педагога.

Все люди

В интернете есть популярный среди учителей хэштег #УчителяТожеЛюди. Публикациями с таким хэштегом педагоги утверждают своё право на частную жизнь и право публиковать факты своей личной жизни без последующего осуждения. Чтобы частную жизнь педагогов уважали, мы тоже должны уважать частную жизнь учеников и их родителей и ответственно относиться к обеспечению конфиденциальности доступных нам сведений.

Дополнительные материалы

Частная жизнь (приватность).

Школа и частная жизнь учителей.


Статья опубликована:

  1. книга "Записки школьного психолога: для родителей";
  2. Учительская газета. – 2020. – № 34.