Человеческая память крайне несовершенна.
Например, посмотрите на телефонный номер: 89016595073. А теперь по-памяти наберите его на смартфоне. Многие люди не смогут точно воспроизвести номер. Всего одиннадцать цифр. Телефонными номерами мы пользуемся ежедневно. Но запомнить такую простую и важную информацию с первого раза мы не способны. Причём мы забываем сразу, за несколько секунд. Через день, месяц или год мы забудем этот номер полностью.
Вот ещё пример: методика "10 слов". Её используют профессиональные психологи для диагностики слухо-речевой памяти. Психолог зачитывает 10 простых, не связанных между собой слов, например: игла, лес, вода, чашка, стол, гриб, полка, нож, булка, кот. Затем человек должен повторить эти слова. Нормальная память позволяет запомнить и воспроизвести 5 слов. То есть когда человек услышал 10 слов и сразу забыл 5 из них, значит у человека хорошая память.
Сломанный телефон
Многим знакома игра "Сломанный телефон". Ведущий зачитывает игроку небольшой текст на треть страницы. Остальные игроки находятся за дверью и ничего не слышат. Игрок должен передать максимально точно услышанный текст следующему участнику, которого пригласили в кабинет. Этот игрок в свою очередь должен также максимально точно передать услышанное следующему и т. д. После 5 – 10 таких пересказов от изначального текста обычно не остаётся ничего или почти ничего.
Обычно это упражнение используют для демонстрации механизма образования слухов. Участники не только забывали часть текста, но ещё и искажали его. Изначальная информация не только уменьшается в объёме, но и трагическим образом изменяется до неузнаваемости.
Я же хочу обратить внимание на слабость нашей памяти, которую также демонстрирует это упражнение. Когда мы слышим небольшой текст, мы сразу забываем большую его часть.
Также это упражнение поднимает тему эффективных способов передачи информации. Участникам даётся инструкция максимально точно передать текст, который зачитывает ведущий. Согласно этой инструкции никаких ограничений на фиксацию информации нет: игроки могут попросить повторить текст, записать его на бумагу, на диктофон или видео. А потом участник может просто воспроизвести, например, аудиозапись следующему игроку. В этом случае потери информации при передаче не произойдёт.
Но чтобы не подталкивать игроков на запись информации, ведущий заранее заучивает текст наизусть и зачитывает в живую по-памяти. И почти все участники этой игры пытаются передать информацию по-памяти.
Проблемы
Наша память далеко не идеальна. Сам по себе этот факт не является проблемой: память такая какая есть. Проблемы в другом. Первая проблема в том, что многие из нас не понимают, насколько память плоха. Так одна женщина жаловалась на бестолковость своего мужа. Бестолковость по её мнению заключалась в том, что когда она отправляет его в магазин за продуктами, то он всегда что-нибудь да забудет. Она думает, что услышав один раз десяток наименований продуктов, муж должен всё запомнить. А раз не запомнил, значит бестолковый. На самом деле, если из десяти позиций муж запомнил пять, значит у него нормальная, хорошая память.
Поскольку наша память не предназначена для хранения информации, которая нам нужна в хозяйственной жизни, люди тысячи лет назад изобрели решение: письменность. Недавно добавилась фото, видео и аудиозапись. И совсем недавно компьютеры, планшеты, смартфоны и интернет. И здесь вторая проблема: у многих людей нет культуры и привычки записывать важную информацию.
В игре "сломанный телефон" лишь пара человек из ста фиксируют текст на смартфон или бумагу. Много жён жалуются на своих мужей и детей, которые забывают, что нужно купить в магазине. Хотя было бы гораздо продуктивней отправить их за покупками с письменным списком.
Решение
Соответственно для решения проблемы дырявой памяти нужно, во-первых, всегда помнить, что наша память дырявая. И это нормально, так природой и задумывалось изначально. Если вы почти всё мгновенно забываете, значит с вами всё в порядке.
Во-вторых, нужно сформировать привычку записывать всю важную информацию. Я в качестве основного инструмента для записи данных использую OneNote.
Показания свидетелей
Уголовно-процессуальный кодекс России запрещает задавать на допросе свидетелям наводящие вопросы. Наводящий вопрос – это вопрос, в котором уже содержится ответ, и на него можно ответить односложно "да" или "нет". Наличие наводящих вопросов в протоколе допроса является основанием для признания показаний свидетеля недействительными. Есть несколько причин, почему мы склонны отвечать утвердительно на наводящие вопросы. Одна из них: у нас очень плохая память, мы просто можем забыть. А когда нам предлагают какой-то вариант событий, мы с лёгкостью соглашаемся, потому что нам не с чем сравнить этот вариант: своё восприятие прошедших событий мы забыли.
Когда показания дают несколько свидетелей, то в мелочах эти показания должны расходиться. Если показания нескольких людей совпадают идеально, значит они врут, значит они заранее договорились о своих показаниях, заучили их наизусть и воспроизводят специально заготовленную историю. Поскольку память крайне несовершенно, обычные свидетели обязательно что-то забудут и перепутают. И эти несостыковки должны вызывать доверие к их показаниям, значит это не заготовка.
Поскольку мы многое забываем, на допросе разумным будет открыто заявить, что мы помним и что мы не помним. Я однажды был вызван в суд по уголовному делу в качестве свидетеля. Я сообщил факты, которые точно помнил. Но на многие вопросы судьи и прокурора я отвечал, что я не помню. Сказать, что я не помню это нормально. Это гораздо более правильное поведение, чем пытаться вспоминать-сочинять то, что у нас естественным образом давно выветрилось из головы. Если у суда недостаточно данных для принятия верного решения, то это проблема суда, а не свидетеля. (Впрочем, для суда это тоже не проблема: все сомнения в виновности должны трактоваться в пользу обвиняемого).
Дополнительные материалы
- Джулия Шоу. Ложная память. Почему нельзя доверять воспоминаниям: ЛитРес, Amazon (на английском).
- Кирилл Карпенко. OneNote-мастер.
- Смешарики. Новый сезон. 48. Справочное бюро.