В 3,5 раза больше влияния
Роберт Чалдини в своей знаменитой книге «Психология влияния» описывает интересный эксперимент. Мужчина 31 года в строгом деловом костюме с галстуком переходил дорогу на красный свет. В контрольной группе дорогу на красный свет переходил этот же мужчина, но в рабочей рубашке и брюках. Дурной пример заразителен, поэтому в обоих случаях за ним следовали другие пешеходы. Но когда он нарушал правило дорожного движения в деловом костюме, за ним шло в 3,5 раз больше людей, чем когда он был в рабочей одежде.
Мораль этого эксперимента проста: одежда очень сильно влияет на коммуникацию. Мы склонны подчиняться авторитетам: начальству, учёным, учителям, взрослым, полицейским, священникам. А как понять, является ли случайный прохожий каким-либо авторитетом или нет? Понять можно по одежде. Одежда покрывает 80-90 % площади тела. Одежда бросается в глаза и передаёт много информации.
Роберт Чалдини много пишет в своей книге о том, как мошенники используют респектабельную одежду для того, чтобы одурачивать своих жертв. Удивительно, что педагоги, чья профессия связана с необходимостью ежедневно и ежеминутно влиять на людей, часто пренебрегают этим простым и мощным инструментом влияния – подчёркнуто деловым стилем одежды.
Рон Кларк
Есть такой известный американский педагог Рон Кларк. В книге «Конец скучным классам» он делиться своим успешным педагогическим опытом и даёт 101 совет педагогам и родителям. Один из этих советов звучит так: «Учителя всегда должны быть в строгой деловой одежде. Профессионалы должны одеваться как профессионалы».
В 2007 году Рон Кларк открыл свою частную школу. Учителя-мужчины в ней всегда в пиджаках и галстуках. Учителя-женщины надевают либо деловой костюм, либо деловое платье. Педагоги Академии Рона Кларка всегда одеваются импозантно.

Рон Кларк считает, что причины одеваться профессионально бесконечны, например:
- Проблемы с дисциплиной уменьшаются, и ученики обращаются к учителям с большим уважением.
- Учителя выглядят более интеллектуальными и проницательными экспертами в глазах родителей.
- Учителя чувствуют гордость за внешний вид коллектива.
- Хорошо одетый человек чувствует себя более уверенным и излучает энергию в каждом своём шаге.
Если же учитель приходит на урок в повседневной одежде, то он даёт послание ученикам: я не профессионал, ничего важного и серьёзного на уроке происходить не будет, поэтому вполне уместно нарушать дисциплину и баловаться.
А как же индивидуальность?
Некоторых беспокоит свобода самовыражения педагога через одежду. Как будто речь идёт о том, чтобы все ходили в абсолютно одинаковых серых костюмах. На самом деле, деловой стиль легко сочетается с проявлением индивидуальности.
Я смотрел в интернете подборку фотографий учительских коллективов, в которых принята единая форма одежды педагогов. Именно единая форма, а не абстрактный деловой стиль. И даже в таких жёстких рамках одежды нетрудно заметить индивидуальный стиль. Все в платьях одного цвета, но длинна платья разная. У всех одинаковые платки на шее, но повязаны они по-разному. Все в туфлях, но длинна каблука отличается. Кто-то надевает пояс, кто-то нет. У кого-то пояс белый, у кого-то чёрный. Чей-то пояс широкий, чей-то узкий.
Мы же здесь говорим не про единую форму учителей, а про гораздо более широкое понятие делового стиля в одежде, в котором возможности индивидуального самовыражения просто безграничны.
Рон Кларк всегда работает в деловой одежде, но иногда это экстравагантный и даже эксцентричный наряд. Например, как вам такой костюм: рубашка, галстук, пиджак и шорты.

Такой неординарной одеждой Рон Кларк транслирует ещё одну важную идею: нужно жить без страха, без постоянной оглядки на окружающих («что подумают люди?»). Быть иногда немного странным и чудаковатым это нормально и даже хорошо.
Цена вопроса
Бытует мнение, что деловая одежда стоит дорого. На самом деле, любая одежда стоит денег. Её стоимость больше зависит не от её предназначения – деловая или домашняя – а от бренда. У premium-брендов и джинсы с дырками, и брюки для офиса стоят одинаково дорого. Но большинство производителей одежды работают в среднем ценовом диапазоне, рассчитанном на широкую аудиторию.
Интернет-магазины дают возможность получить доступ к огромному ассортименту одежды на любой вкус. Многие производители регулярно устраивают распродажи в том числе со скидками до 70 %. Некоторые интернет-магазины присылают автоматические уведомления, когда на товары в избранном появляются скидки. Таким образом, можно без лишних временных и финансовых затрат обзавестись подходящим гардеробом.
Статья опубликована: Учительская газета. – 2020. – № 43.