Искусство жить
  • Главная
  • Дети, воспитание
  • Почему ребёнок меня не слушается?


Почему ребёнок меня не слушается?

Информация о материале

Кирилл Карпенко

Этот вопрос я не раз слышал на консультациях от родителей, которые совершают две главные ошибки в отношении детей.

Ребёнок – это человек

Первая заключается в том, что родители воспринимают своих детей как детей. А они не дети – они люди. Каждый ребёнок совершенно справедливо воспринимает себя человеком. В слове "ребёнок" есть указание на неполноценность: ребёнок - это как бы недочеловек. Особенно ярко это видно в юридическом синониме "ребёнка" – "несовершеннолетний".

Существует две крайности. Одна была характерна для прошлых веков: отношение к ребёнку как к взрослому. Раньше считалось, что ребёнок – это взрослый, только временно маленького размера. В наше время существует другая крайность: отношение к детям как к инопланетянам, которые абсолютно отличаются от взрослых. Детская психология, педиатрия, ювенальная юстиция: дети сегодня обособлены от общества сильнее, чем в первобытных племенах до инициации.

Истина, как всегда, посередине. Ребёнок имеет вполне определённые физиологические отличия от взрослых в разных возрастах со всеми вытекающими отсюда юридическими, медицинскими и хозяйственными последствиями. Эти отличия иногда в корне меняют дело: например, лица младше 16 лет освобождаются от уголовной и административной ответственности. Но в пространстве человеческих отношений возрастная физиология ничего по существу не меняет, а придаёт отношениям лишь небольшую специфику. Разговаривать с 5-летним и 50-летним человеком обычно приходится по-разному. Но в сущности в обоих случаях я просто общаюсь с человеком. Причём иногда разговор с 5-летним проходит интересней, чем с 50-летним. Малыш может быть честнее и мудрее старика.

Идея, что ребёнок должен меня слушаться, кажется мне настолько же абсурдной, что и идея о послушании пожилого человека. С какой стати кто-то должен меня слушаться? Я же никого не слушаюсь.

Ребёнок не собственность

Вторая ошибка в том, что родители воспринимают своих детей как своих. Они говорят: "Мой ребёнок". Моя собственность. "Почему мой ребёнок меня не слушается?" Потому что он не ребёнок и, тем более, не ваш. Это человек. Это другой человек, отдельный от вас, посторонний вам.

Нужно относиться к своим детям просто как к ближним. Нужно стараться быть настолько же щепетильным, тактичным и деликатным, как в отношениях с малознакомыми взрослыми людьми.

Послушание неэффективно

И ещё один важный момент. Послушание было и целью, и средством воспитания тысячи лет. Но за последнее столетие человеческое общество и воспитание вместе с ним кардинально изменилось. Сегодня целью воспитания является самоопределение, самореализация и самостоятельность ребёнка.

Портрет выпускника основной школы из Федерального государственного образовательного стандарта: любящий, знающий, уважающий, осознающий, принимающий, познающий, умеющий, способный, активный, ориентирующийся, понимающий. И ни слова о послушании. Не должен современный ребёнок быть послушным. Мир в наше время настолько стремительно меняется, что послушание уже не является адаптивной стратегией.

Ребёнок вас не слушается, потому что он современный отдельный от вас человек.


Статья опубликована:

  1. Учительская  газета. - 2019. - № 02.
  2. Психологическая газета.
Обновлено: 11 августа 2021
  • Назад
  • Вперед

Развитие темы

  • Симон Соловейчик. Педагогика для всех
  • Симон Соловейчик. Непрописные истины воспитания
  • Эксперимент Стэнли Милгрэма
  • Всё на свете
  • Главные вопросы для родителей
  • Лучшие книги для родителей
  • Воспитание доверием
  • Стили родительского поведения
  • Как устанавливать правила для детей?
  • Дети родителям о воспитании

Популярные материалы

  • Психологическое айкидо
  • 55 правил Рона Кларка для успеха в обучении каждого ребёнка
  • Теория игр Эрика Берна
  • Думайте в духе "Выиграл/Выиграл"
  • Стратегии поведения в конфликте
  • Обращайтесь к человеку по имени
  • Календарь жизни в неделях
  • Рон Кларк
  • Стили родительского поведения
  • Психологическая амортизация
  • Светская школа
  • Успешные переговоры
  • Тест. Умеете ли вы определять эмоции по выражению лица?
  • Психология гражданского брака
  • Искусство жить

Новые статьи

  • 4 роли лидерства
  • 4 хронические проблемы организации и их симптомы
  • Притча об одном действии
  • Модель цельной личности и организации
  • 4 качества личного лидерства
  • Притча про дервиша и короля
  • Концлагерь ГИА. Продолжение

Категории

  • Дети, воспитание
  • Здоровый образ жизни
  • Идеи
    • Тайм-менеджмент
    • Деньги, бизнес
  • Кино
  • Книги, курсы
    • Книги для детей
  • Люди
  • Общение, влияние, переговоры
  • Притчи, стихи
  • Софт
  • Главная
  • О проекте
  • Редакция
  • Контакты
  • Правила перепечатки
  • Политика конфиденциальности
  • Поддержите проект

Присоединяйтесь  

Партнёры 

Telegram cloudlessons
Youtube ЛитРес: книги
Вконтакте book 24
RSS Фоксфорд
  Издательство "МИФ"
 
 

© 2022 Кирилл Евгеньевич Карпенко

Go Top