Жёсткий отец

Особенности семей агрессивных детей

Смирнова Т. П.

Семьи агрессивных детей имеют свои особенности, присущие только им. Анализ особенностей семей аг­рессивных детей проводился на основе исследования влияния воспитания и семейных отношений на аг­рессивное поведения, детей, сделанного А. Бандурой.

В семьях агрессивных детей разрушены эмоциональные привязанности между родителями и детьми, особенно между отцами и сыновьями. Родители испытывают скорее враждебные чувства по отношению друг к другу; не разделяют ценности и интересы друг друга.

Отцы часто, сами демонстрируют модели агрес­сивного поведения, а также поощряют в поведении своих детей агрессивные тенденции.

Матери агрессивных детей не требовательны к своим детям, часто равнодушны по отношению к их социальной успешности. Дети не имеют чётких обязанностей по дому.

У родителей агрессивных детей модели воспита­ния и собственного поведения часто противоречат друг другу, и к ребёнку предъявляются взаимоисключаю­щие требования. Как правило, очень жёсткий отец и попустительская мать. В результате у ребёнка форми­руется модель вызывающего, оппозиционного поведе­ния, которая переносится на окружающий мир.

Основные воспитательные средства, к которым всегда прибегают родители агрессивных детей, – это:

  • физические наказания;
  • угрозы;
  • лишение привилегий;
  • введение ограничений и отсутствие поощрений;
  • частые изоляции детей;
  • сознательное лишение любви и заботы в случае про­ступка.

Причём сами родители никогда не испытывают чув­ства вины при использовании того или иного метода наказания.

Родители агрессивных детей не пытаются разобраться в причинах деструктивного поведения своих детей, оставаясь равнодушными к их эмоциональному миру.

Факторы воспитания и стиля общения взрослых, провоцирующие детей на ответное агрессивное поведение и способствующие формированию негативных эмоциональных состояний детей:

  • противоречивость требований к ребёнку со стороны родителей, в результате чего у ребёнка формируется оппозиционное отношение к внешнему окружению;
  • собственные частые негативные эмоциональные со­стояния взрослых и отсутствие навыков контроля и саморегуляции с их стороны;
  • использование наказаний детей как способа отреагирования и разрядки взрослым собственных негатив­ных эмоций (гнева, раздражения, злости, досады);
  • негативный стиль общения с ребёнком:

использования приказов, обвинений и угроз;
 постоянное использование «Ты-сообщений» («ты не­правильно сделал...», «как ты смеешь так со мной разговаривать...?» и т. п.);
вербальные оскорбления детей;
 игнорирование чувств ребёнка, его желаний и инте­ресов.

Данный стиль общения нацеливает ребёнка на борьбу и мстительное поведение.

Взрослому необходимо переключить внимание с фиксации на не­гативном поведении ребёнка на собственные неконт­ролируемые негативные эмоциональные состояния, так как умение взрослого владеть собой является лучшим гарантом адекватного поведения детей.

Также взрослым нужно овладеть приёмами конструктивного, позитивного общения в целях исключения ответной агрессивной поведенческой реакции со стороны детей или пога­шения уже имеющейся:


Источник: Смирнова Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведе­ния детей. Серия «Психологический практикум». — Ростов н/Д: «Феникс», 2004. — 160 с.