Недавно в интернете мне попалась консультация юриста по вопросу борьбы с хулиганом во 2-м классе. Мать ученицы интересовалась, как можно пресечь агрессию ребёнка, который бьёт одноклассников и учителя и портит их вещи? Это происходит каждый день во время уроков.
Юрист ответил: «Никакого универсального юридического механизма у школы для воздействия на 8-ми летнего субъекта не существует». Юрист ссылается на Приказ Минобрнауки России от 15.03.2013 N 185 "Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания". Согласно этому документу меры дисциплинарного взыскания к ученикам начальной школы не применяются в принципе.
Преступление, а не проступок
Юрист прав во всём, кроме главного. Действия ребёнка – это не проступки обучающегося, это преступления или правонарушения человека. Действия ребёнка не имеют никакого отношения к образовательной деятельности, поэтому не нужно ставить вопрос о мерах дисциплинарного взыскания. Такие меры применяются если ребёнок прогулял урок, не выполнил домашнее задание или его внешний вид не соответствует установленным нормам. Но речь то совсем не об этом! В действиях ребёнка есть явные признаки имущественных и насильственных преступлений. Действия ребёнка преступны и противоправны. Ребёнок нарушил федеральные уголовные и административные законы, а не локальные акты школы.
Если ребёнок ударил человека, то это называется «побои»: статья 116 УК, статья 6.1.1 КоАП. В зависимости от обстоятельств и последствий насилия это может квалифицироваться как разного рода другие насильственные преступления: умышленное причинение легкого вреда здоровью (ст. 115 УК); истязание (ст. 117 УК); причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности (ст. 118 УК) и др.
Если ребёнок портит чужие вещи, то это одно из множества имущественных административных правонарушений или уголовных преступлений, например: уничтожение или повреждение чужого имущества (ст. 7.17 КоАП); умышленные уничтожение или повреждение имущества (ст. 167 УК).
Унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме словами или действиями, является административным правонарушением – оскорблением – статья 5.61 КоАП. (Смотрите статью "Профилактика оскорблений").
Поскольку речь идёт о преступлениях и правонарушениях, пресекать их нужно соответствующими мерами, которые выходят за пределы школы.
Система профилактики
В России помимо образовательных организаций воспитанием детей занимаются ещё несколько ведомств. В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят:
- органы, осуществляющие управление в сфере образования;
- комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- органы управления социальной защитой населения;
- органы опеки и попечительства;
- органы по делам молодежи;
- органы управления здравоохранением;
- органы службы занятости;
- органы внутренних дел;
- учреждения уголовно-исполнительной системы.
Наказание ребёнка
Для сдерживания детской агрессии есть три основных закона:
- Уголовный кодекс;
- Кодекс об административных правонарушениях;
- закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.1999 N 120-ФЗ).
Про первые два закона все знают. Уголовная и административная ответственность наступает с 16 лет. За некоторые тяжкие преступления уголовное наказание применяется с 14-летнего возраста.
А вот про 120-ФЗ знают далеко не все. А он очень интересен! По этому закону ребёнок с 11 лет может быть помещён по постановлению судьи в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа на три года. В том числе ребёнок с задержкой психического развития или с лёгкой степенью умственной отсталости (к которым меры дисциплинарного взыскания внутри школы тоже не применяются).
Эти специальные учреждения подведомственны Министерству просвещения. Это школы. Но я не вижу сущностного отличия от тюрем: помещают туда принудительно, по решению суда; ребёнок лишается свободы; в законе сказано, что сотрудники таких учреждений могут применять физическую силу к детям (в исключительных случаях). Спецшкола – это суровое наказание.
Но что же делать, если ребёнок младше 11 лет? Неужели ему всё можно? Нет, нельзя. По 120-ФЗ ребёнок любого возраста может быть помещён по постановлению судьи в ЦВСНП – Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел – на 30 дней.
Также с 8 лет ребёнок может быть помещён в специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа. Для этого нужно:
- постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- заключение психолого-медико-педагогической комиссии;
- согласие родителей.
В 9 лет на скамье подсудимых
Несколько лет назад я как педагог представлял школу в федеральном суде. Рассматривалось ходатайство начальника ЦВСНП о помещении ученика 3-го класса нашей школы в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей на 30 суток. Малыш украл шоколадку в магазине. В полицию поступило соответствующее заявление из супермаркета. С помощью видеозаписей с камер магазина личность была установлена. Полицейские пришли домой к ребёнку и сообщили родителям, что они забирают их сына и отвозят в ЦВСНП.
На следующий день в суд поступило ходатайство и прибыли необходимые для его рассмотрения люди: родители, ребёнок в сопровождении офицера ЦВСНП, педагог, инспектор по делам несовершеннолетних ОВД, прокурор и адвокат.
Классный руководитель сообщила мне, что ребёнок и его семья характеризуются положительно. В школе ученик никогда не совершал плохих поступков, на учёте не состоял.
Я заявил судье, что выступаю против помещения малыша в ЦВСНП, поскольку мера эта чрезмерная и преждевременная: возможно, воспитательных бесед будет достаточно для предотвращения рецидивов. Остальные участники судебного заседания тоже не поддержали ходатайство, и судья оставил его без удовлетворения. Ребёнок был передан родителям в зале суда.
Я считаю неправильным в данном случае помещать ребёнка в ЦВСНП. Но сама подача такого ходатайства была правильной. Это хорошая воспитательная акция: ребёнок увидел и ЦВСНП, и суд. Ребёнок ощутил, что украденная им шоколадка не мелочь, что это всерьёз беспокоит взрослых людей в форме, что за кражу шоколадки его могут сурово наказать, что родители не защитят его от этого наказания.
Стоит ли говорить, что за прошедшие с тех пор годы ребёнок больше не был замечен в кражах?
Универсальный юридический механизм у государства для воздействия на малолетнего субъекта существует.
Пачка офисной бумаги
Есть примеры правильного и эффективного пресечения детской агрессии в школе.
Наталья Цымбаленко – мать московского пятиклассника. Её ребёнок подвергался различным видам травли со стороны группы одноклассников. Наталья смогла прекратить этот буллинг. Но для этого ей пришлось бороться с педагогическими работниками школы и родителями агрессивных детей. И те, и другие были уверены, что ничего делать не нужно, что дети сами разберутся, что Наталья Цымбаленко должна перевести своего ребёнка в другую школу, если здесь ей что-то не нравится.
Наталья достаточно быстро поняла, что общение с учителями, администрацией школы и родителями не эффективно и бесперспективно. Она пошла «прекрасным бюрократическим путем писем и жалоб». Она направила письменные обращения в несколько инстанций: директору школы, председателю Управляющего совета школы и в Комиссию по делам несовершеннолетних района. В резерве ещё остались обращения в вышестоящие инстанции, в прокуратуру, полицию, суд, уполномоченному по правам ребёнка, СМИ. Но в этом необходимости не возникло.
После жалоб Натальи школа и родители хулиганов быстро поняли, что детские шалости вовсе не шалости и не детские, а серьёзные взрослые проблемы. Для пресечения буллинга в процесс включился инспектор полиции по делам несовершеннолетних. Когда учителя, родители и агрессивные дети увидели, что каток системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних сдвинулся с места и покатился в их сторону, «все сразу научились культуре, одергивают желающих рисовать фотожабы, и не достают окружающих».
На основе своего успешного опыта Наталья Цымбаленко сделала «Памятку для родителей. Как остановить травлю ребёнка». В этой памятке она пишет: «С травлей обязательно нужно бороться. Хотя путь будет не быстрый. Нам нужна пачка офисной бумаги и стальные нервы. И всё получится!»
Алгоритм
Важно отметить, что в этой истории хулиганов не наказывали помещением в ЦВСНП или спецшколу. Достаточно было только объяснить им и их родителям, что такое наказание существует и оно будет применено, если ребята не изменят своё поведение. Закон об основах системы профилактики сделан не для того, чтобы пересажать всех детей, а для того, чтобы они не совершали противоправные действия.
Алгоритм профилактики агрессии и других правонарушений примерно следующий.
- В случае мелкого нарушения сначала нужно провести педагогическую беседу с детьми и их родителям.
- Если педагогическая беседа не помогла, то информацию о противоправных действиях ребёнка нужно передать в полицию и комиссию по делам несовершеннолетних в письменном виде.
- Если и эти меры оказались недостаточными, то нужно продолжать документально оформлять каждый факт нарушений со стороны ребёнка и передавать информацию в полицию и комиссию по делам несовершеннолетних. Как раз на этом этапе нужна одна или несколько пачек офисной бумаги, стальные нервы и безграничное терпение для всей этой бюрократии.
- Когда материалов о правонарушениях ребёнка накопится достаточно много и терпение ответственных должностных лиц кончится, полиция обратится в суд для помещения ребёнка в ЦВСНП на 30 дней.
- Продолжаем документальную фиксацию нарушений ребёнка, передаём материалы в полицию и комиссию для повторного помещения в ЦВСНП или в спецшколу.
Как показала история Натальи Цымбаленко и мой опыт, первого этапа обычно недостаточно для пресечения детской агрессии. Увещевательная беседа педагога воспринимается обычно агрессивными детьми и их родителями как пустые угрозы, как доказательство безнаказанности.
А вот второй и последующие этапы действуют на хулиганов отрезвляюще.