Сначала стремитесь понять, потом быть понятым – это 5-й навык высокоэффективных людей в концепции Стивена Кови.
Обычные, неэффективные люди понимать вообще не пытаются. Как правило люди стремятся быть понятыми, а потом начинают орать, когда их "мудрость" не понимают окружающие. Часто люди видят проблему отношений в том, что их не понимают: почему ребёнок меня не слышит?, почему ребёнок меня не слушается? И думают, что ключ к успеху в правильных словах: что вы ей сказали?!
Почему мы не стремимся понять?
- Мы думаем, что уже всё понимаем.
- Мы боимся чужого влияния.
- Мы боимся разномыслия.
- Мы стремимся к своим целям.
- Мы торопимся.
Пытаться быть понятым естественная модель поведения, но не эффективная и не профессиональная. Врач сначала выслушивает пациента, затем назначает обследование и оценивает его результаты, и только потом ставит диагноз, назначает лечение и объясняет пациенту смысл этого лечения. Так действует не только врач, но и профессионал в любом деле: сначала понимает ситуацию и только потом действует.
Есть четыре основных вида коммуникации:
- писать;
- читать;
- говорить;
- слушать.
Первым трём тщательно учат в школе и многих других местах. А самому главному виду общения – слушанию – не учат почти нигде. Считается, что это легко и все это умеют. На самом деле это самый сложный навык. Чтобы научиться понимать других, нужно практиковать активное и эмпатическое слушание.
Вторая часть навыка не менее важна, чем первая. После того как мы поняли собеседника, нужно приложить усилия, чтобы быть понятым. Ключ к тому, чтобы быть понятым лежит в первой части навыка. Когда мы поняли человека, мы должны доносить до него свою информацию через его точку зрения. В этом случае сопротивления у собеседника не возникает.