Импульсивность - неспособность сдерживать свои побуждения; необдуманные, неосознанные действия.
Импульсивности часто сопутствуют невнимательность и гиперактивность. Однако импульсивность может быть и без этих проявлений.
Противоположным импульсивности свойством является самоконтроль.
Импульсивность у детей проявляется в следующих особенностях поведения:
- Часто выпаливает ответы до того, как завершены вопросы.
- Часто неспособен ждать в очередях, дожидаться своей очереди в играх или групповых ситуациях.
- Часто прерывает других или вмешивается (например, в разговоры или игры других людей).
- Часто слишком много разговаривает без адекватной реакции на принятые в обществе правила.
- Всегда быстро находит ответ, когда его о чём-то спрашивают (возможно, и неверный).
- У него часто меняется настроение.
- Многие вещи его раздражают выводят из себя.
- Ему нравится работа, которую можно делать быстро.
- Обидчив, но не злопамятен.
- Часто чувствует, что ему всё надоело.
- Быстро, не колеблясь, принимает решения.
- Может резко отказаться от еды, которую не любит.
- Нередко отвлекается на занятиях.
- Обычно уверен, что справится с любым заданием.
- Может нагрубить родителям, учителю.
- Временами кажется, что он переполнен энергией.
- Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит.
- Требует к себе внимания, не хочет ждать.
- В играх не подчиняется общим правилам.
- Горячится во время разговора, часто повышает голос.
- Легко забывает поручения старших, увлекается игрой.
- Любит организовывать и предводительствовать.
- Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других.
Коррекция импульсивности
Причинами импульсивности могут быть гормональные нарушения, генетические факторы, активность некоторых мозговых структур, неправильное воспитание.
Импульсивность обычно уменьшается с возрастом. Школьники менее импульсивны, чем дети дошкольного возраста. Юноши менее импульсивны, чем школьники.
Одним из важнейших направлений борьбы с импульсивностью является научению импульсивного человека думать:
- В чём проблема? Какова моя цель? Чего я хочу?
- Что я собираюсь сделать?
- Какие будут последствия у такого действия?
- Как ещё можно поступить в этой ситуации?
В этом случае вместо внешнего движения человек совершает внутреннее действие - говорит с самим собой. Некоторые полагают, что разговор с самим собой является признаком душевного нездоровья. Однако это не так. Каждый человек на определённом этапе языкового развития начинает говорить с самим собой. Даже тот, кто считает, что не делает этого, сначала спросил себя:
- Я говорю сам с собой?
- Конечно, я не говорю сам с собой.
Правда, в общественных местах лучше не говорить с самим собой вслух - это будет выглядеть странно.
Эффективность рекомендации развивать внутреннюю речь заключается в том, что необдуманные импульсы не подавляются и не сдерживаются - они заменяются другим действием.
Импульсивность основана на неуправляемых эмоциях, поэтому необходимо научиться управлять эмоциями и обучить этому ребёнка.
Навыки релаксации и концентрации внимания также снижают импульсивность.
Тесты
Методика исследования уровня импульсивности В. А. Лосенкова.
Литература
- Дорис Бретт. Жила-была девочка, похожая на тебя.
- Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.
- Степанов С. Мармеладные терзания. // Школьный психолог. - 2011. - № 16.