Почему ребёнок меня не слышит?

Почему ребёнок меня не слышит?

Кирилл Карпенко

На этот вопрос, как и на смежный "Почему ребёнок меня не слушается?", правильнее всего ответить вопросом: "А почему он должен вас слышать?"

Обычный человек почти никого не слышит и не слушает. Но есть избранные, для которых мы делаем исключение. Про таких людей говорят: "К этому человеку прислушиваются" или "К мнению этого человека прислушиваются". Так характеризуют авторитетных людей, уважаемых теми, кто их слушает.

Чтобы добиться права быть выслушанным, нужно завоевать уважение.

Многие же родители полагают, что уважение к ним со стороны детей даётся по умолчанию. Так же часто думают учителя и вообще все взрослые. У детей же иное мнение. Одни из учеников Эрин Грювелл сказал ей

С какой стати мне вас уважать? Потому что вы мой учитель? Я вас не знаю. Откуда мне знать, что вы не врёте? Откуда мне знать, что вы хороший человек? Я не собираюсь вас уважать только потому, что вас называют учителем.

Сам вопрос "Почему ребёнок меня не слышит?" подразумевает, что ребёнок должен слышать по умолчанию. Если бы родитель думал иначе, то вопрос он бы формулировал другой: "Что мне нужно сделать, чтобы завоевать уважение?", "Каким человеком я должен быть, чтобы ребёнок ко мне прислушивался?"

Как добиться уважения?

Для начала, нужно поставить такую цель: стать авторитетом в глазах ребёнка. Авторитетом, к которому прислушиваются.

Авторитетность не стоит путать с авторитарностью. Насилием и жестокостью можно добиться страха и послушания, но никак не уважения и любви. Уважение не требуют - уважение заслуживают.

Уважение это нравственная, духовная категория, поэтому нельзя его добиться какими-то простыми материальными средствами, например, конфетами, игрушками, подарками. Так добиваются дешёвой популярности, а не уважения.

Поскольку речь идёт о нравственности, нельзя быть уверенным, что кто-то нас будет уважать: нравственность у людей разная. Мы можем гарантированно добиться уважения только одного человека - себя самого. Нужно спросить себя: "Я себя уважаю?" Не нужно путать уважение к себе и жалость к себе.

Когда мы добиваемся уважения одного человека - себя самого - возникает вероятность, что нас станет уважать кто-то ещё.

Уважение зависит от нравственных принципов, которые могут отличаться у родителей и детей. Поэтому нужно пытаться понять мировоззрение ребёнка, его сущность. Понимание достигается с помощью активного слушания.

И ещё одно замечание от Симона Соловейчика:

Если я каждое слово мальчика начну принимать как предлог для поучения, то мне придётся поучать его с утра до вечера. Пусть даже и ласковым голосом, но поучать. В конце концов мои поучения станут надоедливыми. И однажды, когда придёт минута сказать решительное слово и нужно будет, чтобы мальчик услышал его и послушался, - у меня такой силы влияния не останется, я всю её истрачу на поучения по мелким поводам. Поучения - как антибиотики, они лечат поначалу, а потом вирусы привыкают к ним.


Статья опубликована:

  1. книга "Записки школьного психолога: для родителей";
  2. Учительская газета. - 2019. - № 02.