Искусство жить
  • Главная
  • Дети, воспитание
  • Почему ребёнок меня не слышит?

Хозяин времени

Почему ребёнок меня не слышит?

Информация о материале

Кирилл Карпенко

На этот вопрос, как и на смежный "Почему ребёнок меня не слушается?", правильнее всего ответить вопросом: "А почему он должен вас слышать?"

Обычный человек почти никого не слышит и не слушает. Но есть избранные, для которых мы делаем исключение. Про таких людей говорят: "К этому человеку прислушиваются" или "К мнению этого человека прислушиваются". Так характеризуют авторитетных людей, уважаемых теми, кто их слушает.

Чтобы добиться права быть выслушанным, нужно завоевать уважение.

Я не собираюсь вас уважать только потому, что вас называют учителем.

Писатели свободы / Freedom Writers (Ричард ЛаГравенес, 2006).

Многие же родители полагают, что уважение к ним со стороны детей даётся по умолчанию. Так же часто думают учителя и вообще все взрослые. У детей же иное мнение. Одни из учеников Эрин Грювелл сказал ей: 

С какой стати мне вас уважать? Потому что вы мой учитель? Я вас не знаю. Откуда мне знать, что вы не врёте? Откуда мне знать, что вы хороший человек? Я не собираюсь вас уважать только потому, что вас называют учителем.

Сам вопрос "Почему ребёнок меня не слышит?" подразумевает, что ребёнок должен слышать по умолчанию. Если бы родитель думал иначе, то вопрос он бы формулировал другой: "Что мне нужно сделать, чтобы завоевать уважение?", "Каким человеком я должен быть, чтобы ребёнок ко мне прислушивался?"

Как добиться уважения?

Для начала, нужно поставить такую цель: стать авторитетом в глазах ребёнка. Авторитетом, к которому прислушиваются.

Авторитетность не стоит путать с авторитарностью. Насилием и жестокостью можно добиться страха и послушания, но никак не уважения и любви. Уважение не требуют - уважение заслуживают.

Уважение это нравственная, духовная категория, поэтому нельзя его добиться какими-то простыми материальными средствами, например, конфетами, игрушками, подарками. Так добиваются дешёвой популярности, а не уважения.

Поскольку речь идёт о нравственности, нельзя быть уверенным, что кто-то нас будет уважать: нравственность у людей разная. Мы можем гарантированно добиться уважения только одного человека - себя самого. Нужно спросить себя: "Я себя уважаю?" Не нужно путать уважение к себе и жалость к себе.

Когда мы добиваемся уважения одного человека - себя самого - возникает вероятность, что нас станет уважать кто-то ещё.

Уважение зависит от нравственных принципов, которые могут отличаться у родителей и детей. Поэтому нужно пытаться понять мировоззрение ребёнка, его сущность. Понимание достигается с помощью активного слушания.

И ещё одно замечание от Симона Соловейчика:

Если я каждое слово мальчика начну принимать как предлог для поучения, то мне придётся поучать его с утра до вечера. Пусть даже и ласковым голосом, но поучать. В конце концов мои поучения станут надоедливыми. И однажды, когда придёт минута сказать решительное слово и нужно будет, чтобы мальчик услышал его и послушался, - у меня такой силы влияния не останется, я всю её истрачу на поучения по мелким поводам. Поучения - как антибиотики, они лечат поначалу, а потом вирусы привыкают к ним.


Статья опубликована: Учительская  газета. - 2019. - № 02.

Обновлено: 06 июня 2020
  • Назад
  • Вперед

Развитие темы

  • Анекдот про президента и охотника
  • Главные вопросы для родителей
  • Активное слушание
 

Популярные материалы

  • Психологическое айкидо
  • 55 правил Рона Кларка для успеха в обучении каждого ребёнка
  • Теория игр Эрика Берна
  • Думайте в духе "Выиграл/Выиграл"
  • Стратегии поведения в конфликте
  • Рон Кларк
  • Календарь жизни в неделях
  • Светская школа
  • Психологическая амортизация
  • Стили родительского поведения
  • Психология гражданского брака
  • Обращайтесь к человеку по имени
  • Марина Панфилова. Лесная школа
  • Стивен Кови. 7 навыков высокоэффективных людей / The 7 Habits of Highly Effective People
  • Искусство жить

Новые статьи

  • Готовьтесь к худшему
  • Говори / Speak (Джессика Шарзер, 2004)
  • Кирилл Карпенко. Игры, в которые играют в школе
  • Притча про роль в школьном спектакле
  • Людмила Петрановская. Травли нет. Методическое пособие для педагогов школ и школьных психологов
  • Думайте в духе Выиграл-Выиграл | для подростков
  • Учитель и эффект Люцифера

Категории

  • Дети, воспитание
  • Здоровый образ жизни
  • Идеи
    • Тайм-менеджмент
    • Деньги, бизнес
  • Кино
  • Книги
  • Люди
  • Общение, влияние, переговоры
  • Притчи, стихи
  • Софт
Секреты продуктивной работы за компьютером
Мобильная фотография
  • Главная
  • О проекте
  • Редакция
  • Контакты
  • Правила перепечатки
  • Политика конфиденциальности
  • Поддержите проект

Присоединяйтесь  

Партнёры 

Вконтакте Евгений Попов и Зинаида Лукьянова
Facebook Фоксфорд
Youtube ЛитРес: книги
Instagram book 24
Email AliExpress
RSS Издательство "МИФ"
 
 

© 2021 Кирилл Евгеньевич Карпенко

Go Top