Не все из нас и не всегда умеют адекватно и эффективно общаться. Здесь я собрал самые распространённые ошибки.
Задавать много вопросов подряд
Правильно: задавать по одному вопросу. Задали вопрос, внимательно выслушали ответ. Потом задали ещё вопрос и терпеливо выслушали ответ.
Быть неуверенным и неестественным
Неуверенность мешает общению. Приходится переспрашивать, когда человек тихим голосом что-то мямлит.
Будьте собой, естественными и раскованными с любыми людьми, в любой ситуации. В "Заповеди" у Редьярда Киплинга:
Останься прост, беседуя c царями,
Будь честен, говоря c толпой;
Будь прям и твёрд c врагами и друзьями,
Пусть все в свой час считаются c тобой...
Посмотрите статью "Как быть смелым".
Не отвечать на сообщения
Почему-то некоторые люди не отвечают на письма электронной почты или в мессенджере, даже если там прямо прописан вопрос, требующий ответа.
Правильно: отвечать на все сообщения, даже если в них нет вопроса. Даже если в списке получателей вы видите ещё сотню адресатов и это массовая рассылка. Лучше ответить на такое письмо краткими словами: "Здравствуйте, Мария Ивановна! Большое спасибо за информацию! С уважением, Кирилл Карпенко". В этом случае вы выделитесь на фоне других получателей, которые никак не сообщили, что письмо было им полезно.
Хмурое выражение лица
Шутка:
План на день: ходить с недовольной мордой.
Гораздо эффективней носить на лице улыбку, выражающую радость от жизни и общения.
Это правило применимо и при общении через мессенджеры. Однажды видел сообщение в корпоративном чате:
Дорогие коллеги, спасибо за поздравления.
Это в ответ на многочисленные тёплые поздравления с днём рождения, смайлы, стикеры, открытки. В благодарственном ответе не было не только ни одного смайла, там даже нет восклицательного знака - точка!
Используйте смайлики , хотя бы в виде круглой скобки)))
Не называть цель
У любого общения есть цель, даже если цель – само общение или желание просто побыть рядом.
Однажды я попросил завхоза в одной организации купить некоторое оборудование для работы. Он ответил мне гениальной фразой:
— Обещать вам ничего не могу, но внесу это в список закупок. Единственное, что могу сказать точно, что тот, кто ничего не попросил, точно ничего не получит.
Если хотите чего-то добиться от других людей, тогда чётко, конкретно формулируйте своё желание. Посмотрите статью SMART-задача.
Говорить с начала, от а до я
Начинать общение нужно с конечной цели, а сообщать информацию с конечного вывода, сути. Говорите с конца, от я до а. Если собеседнику вывод будет не понятен, то он сам задаст уточняющий вопрос, и вы расскажите предысторию. Обычно такие уточняющие вопросы не требуются.
Напускать пафос и туман
Человек меняет место работы.
— Вы решили сменить место работы. Где теперь будете трудиться?
— Я не могу назвать новое место своей работы. Могу лишь сказать, что я действую в интересах семьи.
Возникает впечатление, что человек меняет профессию педагога на наркобизнес или незаконную торговлю оружием.
Правильно: говорить просто и чётко о любом, в том числе сложном вопросе. Например, в статье "Дети и смерть" я показываю, как разговаривать с ребёнком любого возраста на самую тяжёлую тему.
Оскорблять
Нет причин оскорблять других людей. С целью самообороны, других людей можно бить и даже убить, а оскорблять нельзя. В фильме "Путь дракона" герой в исполнении Брюса Ли убивает своего противника голыми руками. После этого он с уважением накрыл его тело.
Посмотрите статью "Профилактика оскорблений".
Грубить
Оскорбления – это крайнее выражение грубости. Любое проявление неуважения и бестактности тоже грубость.
Правильно: всегда относиться к окружающим максимально доброжелательно, тактично, вежливо.
Слабое, неуважительное рукопожатие
Неправильно пожимать руку:
- сидя;
- сильно;
- слабо.
Здороваясь, встаньте, посмотрите в глаза и твёрдо (но не до боли) пожмите руку.
Говорить "НЕТ", отказывать
Обычно люди даже согласие выражают через отрицание: "Почему бы и нет".
Все мы хотим согласия от окружающих. Если вы можете согласиться, то сразу говорите "ДА" и соглашайтесь. Прочитайте статью "Психологическая амортизация".
Приказывать
Если вы армейский командир, то приказывать вы должны уметь. Если вы живёте обычной гражданской жизнью, то не нужно бросать окружающим фразы в повелительном наклонении "сделай", "сходи", "принеси" и тем более в безличной форме "сделать", "сдать", "принести".
В мирное время мирные люди обращаются с просьбами: "занеси, пожалуйста, документ в мой кабинет".
Давать советы
Хороший совет, как и хорошая шутка, должен быть уместен. Давайте советы, только когда собеседники явно или неявно просят и нуждаются в них и когда у вас есть дельный совет. Лишними советами вы разочаруете окружающих. Посмотрите "Притчу о священнике и конюхе".
Пренебрегать именем
Многим людям нравится видеть и слышать своё имя. Вместо "Здравствуйте!" говорите "Здравствуйте, Мария Ивановна!" То же самое в личных сообщениях: "Мария Ивановна, зайдите, пожалуйста, в мой кабинет". Прочитайте статью "Обращайтесь к человеку по имени".
Говорить не видя глаз собеседника
Прежде чем начать беседу, нужно убедиться, что человек вас слушает, а не смотрит в монитор компьютера или думает о своём. Обратитесь к человеку по имени, чтобы привлечь его внимание. Затем установите контакт глазами и начинайте говорить.
В статье про "Предвзятое слушание" я описываю случай, когда я попытался обсудить сложный вопрос с собеседником по телефону, а собеседник от меня отмахнулся. Тогда я приехал к этому человеку в офис, привлёк её внимание и за 5 минут решил сложный вопрос, который несколько лет никто не мог разрешить, потому что все это делали мимоходом.