Улыбающийся мальчик

Профилактика травли в школе

Кирилл Карпенко

Травля (буллинг) – это систематические издевательства группы людей над одним из своих членов.

Буллинг оказывает крайне разрушительное влияние на развитие личности всех её участников (не только жертвы) и крайне опасен: жертва может совершить самоубийство или устроить расправу над обидчиками.

Давайте поговорим об эффективных способах профилактики травли в школе, но сначала рассмотрим, как профилактировать травлю не перспективно.

Причины

Среди причин возникновения травли выделю три обстоятельства.

Во-первых, Homo Sapiens самый жестокий вид на Земле. Даже в современном гуманном и цивилизованном обществе считается нормальным убийство живых существ ради развлечения. Такой вид «досуга» – охота – считается даже элитным.

Дети более импульсивны, чем взрослые, поэтому меньше способны контролировать свои агрессивные побуждения.

Во-вторых, мы общественные животные. У школьников есть генетически запрограммированная потребность в принадлежности к группе и занятию своего места в группе.

В-третьих, школа по умолчанию не удовлетворяет естественную потребность в принадлежности к группе. Класс не является командой, которая объединена общей целью. Дети просто учатся рядом. У каждого школьника своя персональная цель получить свои знания, свои оценки и свой аттестат. Достижение этих целей никак не связано с достижениями одноклассников.

Травля удовлетворяет естественную потребность в принадлежности к группе. В ситуации буллинга дети ощущают себя группой «нормальных», «правильных» ребят, которые противостоят «неправильной» жертве.

Таким образом, если принудительно собрать группу детей, поместить их в замкнутое пространство на длительное время и предоставить самим себе, то в большинстве таких групп сам собой зародится буллинг. Это вполне естественно и предсказуемо. Для такого результата достаточно ничего не делать.

Х/ф
Х/ф "Чучело". Учитель буквально устранилась от руководства классом перед появлением в нём травли

В фильме «Чучело» (Ролан Быков, 1983) хорошо показан процесс зарождения буллинга. Классный руководитель очень жёстко наказала класс за срыв урока. Этим наказанием она создала мотив детям объединиться против ученика, который рассказал классному руководителю о срыве урока. И сразу после этого учитель уехала развлекаться в другой город, предоставив детей самим себе. Чтобы занять свободное время дети решили объединиться в бойкоте «предателя». Взрослые не придумали, чем полезным и интересным занять детей. Дети тоже ничего толкового не изобрели. Это естественный результат. Сложно в нём упрекать детей.

Не недостатки

Травля – это способ взаимодействия группы. Поскольку это групповое явление, ошибочно искать решение проблемы в личностях детей.

Жертву обычно унижают, дразнят за реальные или мнимые недостатки. Поэтому может возникнуть идея искоренять травлю через устранение недостатков жертвы и повышение её престижа. Такая работа неэффективна, потому что дразнят не из-за недостатков. Дразнят, потому что в группе принят такой способ общения.

Например, классическое обвинение жертвы заключается в том, что она не моется и от неё воняет. Это может быть правдой. Но в одной группе это будет поводом для травли. А в другой группе это будет поводом для максимально тактичного отношения, и такому ребёнку на день рождения подарят гель для душа и дезодорант, тонко намекая, что мыться нужно чаще.

Не слабость

Непродуктивны рекомендации для жертвы подкачаться и научиться давать сдачи. Это может помочь в конфликте, но не в травле. Во-первых, многие проявления травли не связаны с прямой физической агрессией. Наоборот, ребёнка могут избегать: не разговаривать с ним (бойкот), отказываться сидеть рядом с ним. Как здесь помогут навыки рукопашного боя?

Во-вторых, драка с десятками людей бесперспективна при любой физической подготовке. Даже львы в саванне подвергаются нападению стай гиен и стад буйволов. Если даже царь природы не может противостоять толпе, то что уж говорить о ребёнке Sapiens без клыков, когтей, силы, скорости и уверенности в себе?

Х/ф
Х/ф "Класс". Жертва травли может постоять за себя, но только с оружием в руках

Поскольку силы не равны, рекомендация жертве жёстко постоять за себя, возможна только в форме вооружённого нападения на обидчиков. Таких случаев в школах России и мира было не мало. Такой сценарий развития школьной травли показан в эстонском художественном фильме «Класс» (Ильмарр Рааг, 2007). В сюжете фильма явная аллюзия на массовое убийство в школе «Колумбайн» в 1999 году, когда два депрессивных подростка, подвергавшихся травле, убили 13 человек, ранили 23 человека и после этого застрелились сами. Такой борьбы с травлей нам не надо.

Не агрессор

Не стоит путать ситуацию травли и ситуацию присутствия в классе агрессивного ребёнка. Агрессивный ребёнок – это когда один против всех. Буллинг – это когда все против одного. Поэтому работа только с задирой травлю не прекратит. Травля – это проблема группы, а не отдельных личностей. Нужно менять систему взаимоотношений в классе.

Не конфликт

Не нужно путать травлю с конфликтом. Конфликт – это столкновение интересов. В конфликте есть предмет, по поводу которого происходит столкновение. Например, один ребёнок забрал у другого 50 рублей. 50 рублей – это предмет конфликта. В травле нет никакого предмета, из-за которого происходят издевательства.

Поскольку травля сущностно отличается от конфликта, способы разрешения конфликтов не применимы к травле. Например, медиация мало эффективна для пресечения буллинга, потому что нет столкновения интересов. Раз нет предмета конфликта, то нет и предмета медиации.

Профилактика

Разумеется, травлю проще предотвратить, чем искоренять. Поэтому поговорим о профилактике. И обратимся к опыту американского педагога Рона Кларка.

Если вы никогда не слышали это имя, то рекомендую посмотреть фильм «Триумф: История Рона Кларка / The Ron Clark Story» (Рэнда Хайнс, 2006). Он художественный, но основан на реальных событиях.

Система «Домов»

Рон Кларк в своей частной школе ввёл практику четырёх «Домов» (House System). Эту идею он заимствовал у Школы Чародейства и Волшебства Хогвартс, в которой учился Гарри Поттер.

Принадлежность к одному из 4-х «Домов» определяется случайным образом: ученик крутит специальное колесо. В каждый «Дом» попадают дети разного возраста из разных классов. Поскольку распределение по «Домам» происходит случайным образом, количество членов в «Домах» разное.

У каждого «Дома» своё название, цвет, герб, девиз. Как и в Хогвартсе, в Академии Рона Кларка проходит ежегодное соревнование между «Домами» за обладание кубком, которое длится весь учебный год. В течение года учителя начисляют очки каждому «Дому» за персональные учебные и внеучебные достижения членов «Дома». Все ученики онлайн сразу видят, кто и сколько очков принёс своему «Дому».

Эмблема системы «Домов» Академии Рона Кларка
Эмблема системы «Домов» Академии Рона Кларка

Каждый год в Академию Рона Кларка набирают новый 4-й класс. Новички 1 сентября крутят колесо для определения «Дома», в который они попадут. Члены этих «Домов» искренне рады каждому новичку, потому что каждый ученик может приносить очки всему «Дому» и увеличивает шансы на победу в ежегодном соревновании.

Таким образом, ученики школы Рона Кларка в первый же день пребывания в школе удовлетворяют потребность в принадлежности к группе, которая объединена общей позитивной целью.

Поскольку система «Домов» является центром жизни школы, она крайне важна и эффективна, Рон Кларк создал отдельный сайт, посвящённый этой теме: rcahousesystem.com. На этом ресурсе размещены детальные методические рекомендации по внедрению системы «Домов» в любое образовательное учреждение.

Имя

В школе Рона Кларка все ученики и персонал обязаны знать по именам и в лицо всех обучающихся, сотрудников и членов попечительского совета. Также от учеников требуют в общении называть собеседников по имени.

До начала учебного года все дети и персонал сдают экзамен на знание имён и лиц (по фотографиям) всех 30 новых учеников, которые придут в школу в сентябре. Одна ученица после первого дня в Академии Рона Кларка пришла домой и сказала родителям, что, вероятно, умерла и попала в школьный рай. Ощущение рая у неё возникло, из-за того, что в новой школе её все знали, все обращались по имени, все выражали доброжелательность и желали успехов. Её там ждали.

Аплодисменты

У Рона Кларка есть список 55 правил, которые обязаны выполнять все ученики.

Правило № 3 гласит: «Если кто-то из класса побеждает в игре или делает что-то хорошо, мы поздравляем его. Мы будем аплодировать ему по меньшей мере 3 секунды и максимально громко».

Ученики быстро осознают: если сегодня я с энтузиазмом аплодирую однокласснику, то завтра этот одноклассник с энтузиазмом и благодарностью будет аплодировать мне. Это выгодно: поддержка возвращается.

Выше я говорил, что люди могут быть очень жестоки. Но ещё более естественно для людей проявлять поддержку и заботу. В аплодисменты дети играют с гораздо большим удовольствием, чем в травлю. Педагогам нужно лишь научить учеников этой игре.

Защита учителя

Два правила устанавливают обязанность детей обращаться к учителю за защитой.

Правило № 45: Никогда не нарушайте очередь. Если кто-то пройдёт без очереди перед вами, ничего не говорите и не делайте. Пусть так и будет, но дайте мне знать об этом. Я разберусь с этой ситуацией. Если вы начнёте ссору с тем, кто нарушил очередь, то проблемы будут и у вас. Оно того не стоит, просто сообщите мне о случившемся. Так же нужно поступать, если ситуация возникла с ребятами из других классов: сначала сообщите мне, прежде чем предпринимать что-то самим.

Правило № 48: Если какой-то ребёнок в этой школе докучает вам, дайте мне знать. Я ваш учитель, я здесь, чтобы заботиться о вас и защищать вас. Я никому не позволю в этой школе запугивать вас или вызывать чувство дискомфорта. Поэтому я прошу не самим разбираться, а позволить мне заняться этим делом.

Другие правила

В заключение ещё несколько правил Рона Кларка, которые обязывают детей проявлять заботу об окружающих и убирают почву для зарождения буллинга.

Правило № 4: Во время дискуссии мы уважаем комментарии других учеников, их точку зрения и идеи. Когда это возможно, мы говорим: "Я согласен с Юлией, и я так же чувствую..." или "У Максима интересная точка зрения..."

Правило № 5: Если вы победили или сделали что-то хорошо – не хвастайтесь. Если вы проиграли – не показывайте гнев. Вместо этого скажите что-то вроде: "Мне понравился конкурс, я с нетерпением жду возможности сыграть ещё раз", или "Хорошая игра". Или просто ничего не говорите. Когда вы демонстрируете гнев или сарказм словами "Я играл не в полную силу" или "Ты не так хорош на самом деле", – вы показываете свою слабость.

Правило № 8: Не чмокайте губами, не закатывайте глаза и не демонстрируйте неуважение жестами.

Правило № 10: Когда вы получаете что-то, никогда нельзя оскорблять подарок или дарителя, в том числе намёками, что подаренная вещь не является ценной.

Правило № 11: Удивляйте окружающих какими-то неожиданными поступками доброты. Совершайте их хотя бы раз в месяц.

Правило № 26: Не занимайте места в столовой. Если кто-то хочет сесть, позвольте ему сесть. Не пытайтесь кого-то не пустить за свой стол. Мы семья, и мы должны относиться друг к другу с уважением и добротой.

Правило № 27: Когда я или другой учитель проводит воспитательную беседу с учеником, не глазейте на этого ученика. Вы не хотите, чтобы на вас смотрели другие обучающиеся, когда вам делают выговор, поэтому и вы не смотрите на других в этой ситуации. Если вам делает замечание учитель, то не выражайте гнев или беспокойство ученикам, которые смотрят на вас. Сообщите мне об этом, и я улажу ситуацию.

Правило № 34: Всякий раз, когда вам предлагают угощения, в буфете или в классе, никогда не берите больше, чем вам полагается. Вы не хотите быть жадными и проявить неуважение к другим, не оставив достаточно для них.

Правило № 35: В школе или в поездке, если кто-то что-то роняет, поднимите это и отдайте уронившему. Даже если он ближе к этой вещи. Это жест вежливости.

Правило № 36: Придержите дверь. Если дверь открывается "на себя", то откройте дверь, встаньте сбоку и пропустите другого человека вперёд, затем, проходите сами. Если дверь открывается "от себя", то придержите её, когда пройдёте.

Правило № 37: Если кто-то врежется в вас, даже если это не ваша вина, скажите: "Извините".

Правило № 49: Отстаивайте то, во что верите. Вы не должны принимать никаких готовых решений, если ваше сердце и разум ведут вас в другом направлении, которое кажется вам верным.

Правило № 55: Будь лучшим человеком, каким ты можешь быть.

Дополнительные материалы

Памятки для родителей. Как остановить травлю ребёнка.

Людмила Петрановская. Детям о травле.

Людмила Петрановская. Травли нет. Методическое пособие для педагогов школ и школьных психологов.

Светлана Моторина. Травля: со взрослыми согласовано. 40 реальных историй школьной травли.

Наталья Цымбаленко. Буллинг. Как остановить травлю ребенка.


Статья опубликована:

  1. книга "Записки школьного психолога: для родителей";
  2. Учительская газета. – 2021. – № 19.