Эмблема Академии Рона Кларка.

Академия Рона Кларка

Кирилл Карпенко

Рон Кларк на гонорар за книгу 55 правил купил здание столетнего заброшенного завода в Атланте, штат Джорджия, и в 2007 году открыл в нём Академию Рона Кларка (АРК).

Это частная некоммерческая общеобразовательная школа для 5 - 8 классов. В ней обучается 120 детей. В каждом классе по 30 учеников. В 2019 году АРК объявила открытие 4-го класса. Штат сотрудников 30 человек.

Академия Рона Кларка также является тренинговой площадкой для учителей. За 10 лет АРК посетили более 50 тысяч педагогов для обмена опытом. Здесь не читают лекции о правильном обучении. В Академии Рона Кларка педагоги присутствуют на уроках, а потом обсуждают увиденное.

Ключевые принципы и ценности Академии Рона Кларка (из книги 101 совет для родителей и учителей Рона Кларка)

1. Учите детей верить в себя и не разрушайте их мечты. В наших воспитанниках заложен огромный потенциал. Наша ответственность – увидеть его, поощрять его развитие и дать детям знать, что мы без сомнения верим в их мечты.

В АРК представляют, что любой из их учеников станет президентом США. Шансов на это, конечно, не много. Но видеть в детях будущих президентов, бизнесменов и артистов не то же самое, что видеть в них всего лишь ребят с поведенческими и учебными проблемами.

2. Ученикам нужно ставить низкие оценки, если они не заслужили высокие. В АРК не ставят хороших оценок за старание. Отличные оценки ставят только за выдающиеся достижения. Уровень требований в АРК очень высокий, поэтому многие пятиклассники, которые были отличниками в прошлой школе, получают двойки и тройки. Их и их родителей такое положение вещей шокирует. Многие родители ошибочно полагают, что оценки отражают академические достижения. Но это не так. Нередко оценки отражают лишь нежелание учителя вызвать недовольство администрации и гнев родителей. Главная проблема в том, что многие родители предпочтут для детей хорошее образование с отличными оценками вместо выдающегося образования с удовлетворительными оценками.

Учителям следует согласовать свои требования и критерии оценок с администрацией школы. Затем нужно тщательно объяснить требования и условия выставления оценок ученикам и их родителям. Эти меры позволят избежать конфликтов при выставлении низких оценок.

Презентация Академии Рона Кларка.

3. Определите свои ожидания и затем поднимите планку. Чем больше вы требуете, тем лучше будет результат.

Ориентация на средних учеников логична, но ошибочна: одарённые дети начинают скучать и баловаться, и вся система образования становится посредственной. Требования учителя должны быть вызовом для талантливых детей и для всех остальных учеников. Нужно найти способы мотивировать обучающихся стремиться к высоким учебным достижениям. Это серьёзное испытание и для учителя: нужно приложить огромные усилия на поиск и реализацию новых методов обучения – весёлых и интересных. Педагоги должны верить, что такие способы обучения существуют.

4. Вдохновляйте других взрослых, которые влияют на жизнь наших детей. Родители, которые тратят время и силы, помогая ребёнку учиться, нуждаются в признании своего труда и благодарности за него. Поощрение учителей стимулирует родителей ещё больше помогать ребёнку в обучении.

5. Слушайте. Спрашивайте. Ученики, родители и учителя нуждаются в том, чтобы их выслушали и поняли. Выслушайте человека, не прерывая, поблагодарите за его слова и только после этого спокойно говорите.

6. Отдавайте всё, что у вас есть, детям даже если вы часто ничего не получаете взамен. Учителя тратят годы на обучение и поддержку учеников, а потом эти дети уходят. Очень редко педагоги получают удовольствие услышать искренние слова благодарности от ребёнка. Мы должны любить и поддерживать детей не ради благодарности, а потому что мы любим их и это правильно.

7. Знакомьтесь с жизнью учеников вне школы. Выстраивание отношений с детьми основа успешного обучения. Это не значит, что учитель должен быть другом или приятелем ученикам. Учитель – это учитель. Но педагог и не должен быть просто должностным лицом. Периодически учитель должен выступать в роли советника, наставника, а иногда даже родителя.

Однажды Рон Кларк посетил нешкольные спортивные соревнования, в которых участвовал обучающийся АРК с выраженными проблемами в поведении. Ученик был тронут персональным вниманием учителя. Это был переломный момент. С тех пор ребёнок стал лоялен требованиям школы и дисциплинарные нарушения быстро сошли на нет.

8. Делайте бескорыстный вклад в успех всей команды. В АРК родители охотно откликаются на просьбы помочь в организации любых мероприятий. Учителя с радостью помогают друг другу и родителям. Мы должны протягивать коллегам руку помощи: от этого выигрывают дети.

9. Сделайте это. Не оправдывайтесь! Найдите способ добиться успеха! Если вы тратите время на оправдания, то вы упускаете время на поиск решения. Если что-то не получается попросите совета.

10. Будьте превосходны! Мы не можем требовать от детей стремления к совершенству, если не стремимся к нему сами.

Не сплетничайте, не опаздывайте, не спорьте по мелочам, пишите без грамматических ошибок, говорите без орфоэпических ошибок, носите опрятную глаженую одежду.

В АРК всегда задаются вопросами о совершенстве. Можно ли сделать то, что мы делаем, лучше? Как можно использовать сложившуюся ситуацию для создания особого момента? Мы приготовились к любой проблеме, которая может возникнуть? Мы сделали всё, что могли, чтобы выполнить это превосходно?

11. Создавайте моменты, которые будут иметь долгосрочное влияние на жизнь детей. Во время путешествия в Нью-Йорк с пятиклассниками Рон Кларк смог договориться о размещение фотографий детей на самом большом электронном билборде на Таймс Сквер. Дети были шокированы, увидев себя на огромном экране в центре Нью-Йорка.

На учеников не меньшее впечатление производит публикация информации о них в местной газете или на местной радиостанции.

12. Создайте атмосферу любви к обучению. Мы, взрослые, должны быть любознательными. Мы должны демонстрировать детям, что постоянно учимся, что обучение длится всю жизнь, что мы любим учиться.

14. Перед посещением АРК очень важно не забыть надеть трусы.
14. Перед посещением АРК очень важно не забыть надеть трусы.

13. Заботьтесь о детях, как о своих собственных. Рон Кларк часто задаёт себе вопрос: «Как бы я хотел, чтобы поступил другой учитель в этой ситуации, если бы это был мой ребёнок?»

14. Требуйте от себя быть настолько инновационным, насколько вы даже представить не можете.

В холле АРК размещён настоящий аттракцион: голубой слайдер, по которому люди скатываются со второго этажа. Было не просто придумать эту идею, но ещё сложней было найти страховую компанию, которая согласилась застраховать эксплуатацию аттракциона в общеобразовательной школе.

14. Двухэтажный голубой слайдер. АРК возможно единственная школа в мире, в которой есть настоящий аттракцион.
14. Двухэтажный голубой слайдер. АРК, возможно, единственная школа в мире, в которой есть настоящий аттракцион.

15. Выучите имя каждого учителя, ученика, родителя, администратора и члена попечительского совета. В АРК все сотрудники и ученики в конце учебного года сдают экзамен на знание имён пятиклассников, которые придут в школу в следующем учебном году. Одна ученица после первого дня пребывания в АРК сказала: «Я умерла и попала в школьный рай», – потому что там все ей были рады и все знали, как её зовут.

16. Используйте музыку, чтобы возбуждать, мотивировать и вдохновлять. Мы все любим музыку. Нужно найти способы использовать возможности музыки в обучении.

Во время выборов президента США в 2008 году Рон Кларк учил детей разбираться в программах кандидатов. Итогом изучения стало сочинение и исполнение песни, содержащей программы Обамы и Маккейна. Через YouTube, а затем телевидение, песня детей стала очень известна в Америке.

17. Знайте своих учеников. Расовые, этнические, половые, религиозные, имущественные и многие другие особенности имеют значение в нашем обществе. Учитель это должен знать и учитывать. 

Почти все обучающиеся АРК афроамериканцы. Когда они стали настоящими звёздами YouTube с песней про выборы, они столкнулись с обратной стороной славы – ненавистью. Под видео некоторые писали расистские оскорбительные комментарии. Для детей это была трагедия.

18. Не позволяйте возможностям проходить мимо вас, даже если время, деньги и другие обстоятельства не совсем благоприятны. Иногда педагоги должны приносить жертвы и рисковать, чтобы воспользоваться каким-то особым моментом, который может способствовать развитию учеников.

19. Сделайте обучение волшебным. Чем дольше дети воспринимают уроки в негативном свете, тем больший вред им наносится. Мы должны предпринимать решительные меры, чтобы оживить обучение и зажечь страсть к познанию в сердцах учеников.

Рон Кларк устраивал целые загородные перформансы, по мотивам художественных произведений, изучаемых в школе, чтобы дети полюбили эти книги и чтение в целом.

Ученики АРК исполняют песню "Добро пожаловать в Атланту".

Ron Clark Academy Super Bowl Music Video - "Welcome to the A".

20. Учите детей, что добро, которое вы делаете в мире, возвращается к вам.

Перед путешествием в ЮАР Рон Кларк поручил детям прочитать объёмную автобиографию Нельсона Манделы «Долгий путь к свободе». А во время самой поездки они работали волонтёрами в детском доме для детей с ВИЧ. Когда они ненадолго зашли в музей Гектора Питерсона, туда неожиданно приехал Нельсон Мандела. Ученики Рона Кларка смогли несколько минут общаться с этим легендарным человеком. Обучающиеся АРК заслужили такую удачу.

21. Научите детей уверенному поведению в любых ситуациях. Это критически важный навык в жизни любого человека.

В АРК проводят особый квест «Невероятное рукопожатие» («Amazing Shake»), на разных станциях которого детям нужно подойти к специально приглашённому взрослому, представиться и пожать руку. За каждый этап им начисляют от 1 до 100 баллов. Ситуация осложняется тем, что кто-то из этих взрослых разговаривает по телефону, у кого-то перебинтована правая рука, кто-то в инвалидном кресле. Потом ученикам объясняют, как нужно было себя вести в каждой из ситуаций, чтобы получить 100 баллов. Особенно подчёркивают, что рукопожатие должно быть твёрдым, что нужно смотреть в глаза, улыбаться, получать удовольствие от себя самого и от общения с незнакомым человеком.

22. Живите без страха. Живите полной жизнью. Когда мы совершаем смелый поступок, обычно худшее, что происходит, – это очень хорошая история.

Можно прийти в класс в историческом костюме, изменить свой голос, чтобы он звучал как персонаж в романе, петь песню, читать рэп об изучаемой теме или даже встать на голову, если это поможет ученикам добиться выдающихся результатов. Мы должны показать нашим детям, что нас не волнует, что о нас думают другие, и мы сделаем все, чтобы помочь им добиться успеха. Если мы даём им понять, что мы обеспокоены тем, что они думают о нас, мы подаём плохой пример: дети тоже начинают жить с оглядкой на мнение окружающих, они начинают жить в страхе.

23. Любите то, что любят ваши ученики, даже если это сериалы "Ранетки" и "Смешарики" или игра Helix Jump. Это позволяет сблизиться с детьми.

Рон Кларк украсил однажды туалет для девочек фотографиями самых популярных среди них актёров и певцов. Восторгу и благодарности учениц не было предела.

24. Создавайте прочные традиции.

Например, в Академии Рона Кларка на одном из телевизоров в холле школы демонстрируется слайд-шоу с фотографиями выпускников. Ученики знают, что после окончания школы их лица тоже будут сверху смотреть на новых ребят. Это одна из многих традиций.

Ссылки

Сайт Академии Рона Кларка.

Академия Рона Кларка на Youtube.

Академия Рона Кларка на Flickr.