Очки и карта.

Парадигма

Кирилл Карпенко

Парадигма – точка зрения, предположение, мировоззрение, восприятие, критерий оценки, убеждение.

Понятие парадигмы лежит в основе теории Томаса Куна о структуре научных революций и концепции Стивена Кови о 7 навыках высокоэффективных людей.

Парадигмы являются первым этапом в цикле "Видеть, делать, получать". "Видеть" значит иметь парадигму, точку зрения.

Парадигмы можно сравнить с очками, линзами. Линзы искажают реальность. Про чрезмерно оптимистичных людей говорят, что они смотрят на мир сквозь розовые очки, то есть не замечают некоторых негативных явлений.

Парадигмы похожи на карты. Территория и карта, которая описывает территорию, не одно и то же. Наши мнения о мире тоже не являются реальным миром: это лишь очень условные и отдалённые представления о нём.

Смена парадигм

Хорошая новость заключается в том, что далёкие от реальности парадигмы можно менять на более объективные. По этому пути движется наука: учёные стремятся всё более и более объективно описывать мир. В истории науки революционных сдвигов парадигм было много. Например, раньше считали, что Земля плоская, потом поняли, что Земля круглая: произошла смена парадигмы.

Пример смены одной из моих парадигм. Я, впервые услышав про семейное образование, решил, что оно уступает школьному по всем критериям. Но почитав профессиональную литературу на эту тему, пришёл к выводу, что всё как раз наоборот: семейное образование имеет множество преимуществ над школьным. Поэтому теперь всем рекомендую выбирать семейное образование для своих детей.

За одного битого двух не битых дают. Эта пословица демонстрирует важность правильных парадигм. В чём ценность битого человека в сравнении с небитым? Ценность в том, что у битого более адекватное мировосприятие. За счёт этого его стоимость сразу возрастает минимум вдвое.

Парадигмы можно менять, набивая шишки. Но разумные люди предпочитают учиться на чужом опыте. Это можно делать через вдумчивое чтение хороших книг.

Есть также много замечательных фильмов, способствующих смене парадигм, например, Супружеская жизнь / La vie conjugale (Андре Кайатт, 1964).

Формированию более адекватных парадигм способствует привычка сначала стремиться понять, потом быть понятым.

Пример смены парадигм у Марии Нурисламовой

Мария Нурисламова основала компанию по продаже парфюмерии Scentbird. За один год она перепробовала все бизнес модели, у неё ничего не получалось и она хотела оставить парфюмерный рынок. Но короткий разговор с ментором Майклом Сейбелом произвёл смену сразу двух парадигм.

— Майкл, всё плохо, совсем ничего не получается на рынке парфюмерии. Я хочу начать бизнес в сфере косметики.

— Ты год плюхалась с идеей создания парфюмерного стартапа и теперь выкинешь всё это в мусор? И будешь ещё год плюхаться на рынке косметики, пытаясь понять, что там нужно людям? Ты понимаешь, что вы за этот год столько всего поняли про рынок парфюмерии? Вы поняли четыре способа, как неправильно построить стартап. Не смей сейчас сходить с дистанции: это глупость.

— Майкл, но мы уже всё попробовали.

— Какая у тебя главная идея про рынок парфюмерии?

— Главная идея в том, что люди ищут один-единственный парфюм, который им понравится и которым они будут пользоваться всю жизнь.

— А если это не правильно, если это не так? А вдруг они не ищут один парфюм на всю жизнь? А вдруг они хотят каждый месяц новый?

— Нет, Майкл, не хотят.

— А ты уверена?

— Не уверена.

Майкл Сейбел сдвинул две парадигмы Марии Нурисламовой:

  1. Мария думала, что неуспешные попытки это причина бросить бизнес. Майкл сказал, что неудачи это причина продолжать пробовать: успех близок.
  2. Мария думала, что люди хотят один любимый аромат. Майкл сказал, что люди хотят много любимых ароматов.

После смены этих парадигм компания Scentbird начала расти.

Отсутствие парадигм

Розовые очки.
Про чрезмерно оптимистичных людей говорят, что они смотрят на мир сквозь розовые очки, то есть не замечают некоторых негативных явлений.

Самое опасное не отсутствие знания. Самое опасное – это иллюзия знания. Поэтому мудрые люди стараются вообще не иметь парадигм.

Сократ:

Я знаю, только то, что я ничего не знаю. На эту малость я умнее всех остальных.

Брюс Ли:

Нельзя упорядочить истину. Делать это - всё равно что пытаться налить в обёрточную бумагу фунт воды и придать ей форму.

Если говорить о конкретном факте, то я не имею никакого другого "Я", кроме единства с вещами, о которых я знаю.

"Несхватывание" ума составляет основу принципа бездумия (ву-син).

Ву-вей - нестремление, бездействие. Самое важное здесь - не напрягаться ни в каком отношении.

Хороший учитель защищает учеников от своего влияния.

Локализация ума означает его замораживание. Когда ему мешают течь свободно, когда ему что-нибудь нужно, это больше не ум как таковой.

Превратимся в деревянную куклу. У неё нет "Я", нет мыслей, она не жадна и не придирчива.

Не я делаю это, а это делается для меня.

Можете ли вы взглянуть на ситуацию, не называя её? Присвоение ей имени рождает страх.

Усилие внутри ума ведёт к его ограничению. Любое усилие подразумевает преодоление препятствий при достижении цели, а когда у вас есть цель, конечная точка перед глазами, вы тем самым накладываете ограничение на ум.

Отсутствие привязанностей как основа — это врождённая природа человека. Обычно мысль движется без остановок; прошлые, настоящие и будущие мысли образуют непрерывный поток.

Быть спокойным — значит, не иметь никаких иллюзий или заблуждений о сущем.

Медитировать означает реализовать невозмутимость вашей естественной природы.

Дополнительные материалы

Эгоцентризм.

Видео. 7 навыков высокоэффективных родителей. Введение.