В школьной практике учителя, родители и психологи часто поднимают вопрос о выявлении лидеров среди обучающихся.
Правильный ответ заключается в том, что в школе, среди детей, нет и не может быть лидеров. Потому что лидер – это человек, который ведёт за собой других людей к общей для всех цели. У школьников нет общей цели. Цель у каждого своя: получить аттестат с наилучшими оценками. Эта цель напрямую не зависит от других учеников: каждый получит свой аттестат со своими оценками. Дети просто учатся рядом друг с другом, а не идут к общей цели.
Я никогда ничего не делал в одиночку – может, только экзамены сдавал.
Это высказывание прирождённого лидера – Билла Гейтса, очень хорошо иллюстрирует тот факт, что школа – одно из редких мест, где нет почвы для лидерства. Там многое делается в одиночку, хотя рядом очень много людей.
Кто тогда есть в школе, если в ней нет лидеров? Есть дети, которых путают с лидерами.
В первую очередь, это агрессивные дети. Поскольку они опасны и жестоки, другие дети их побаиваются и иногда им подчиняются из страха. К лидерству это не имеет никакого отношения, потому что лидеру подчиняются добровольно из уважения к его достоинствам. Лидер – это тот, кто приносит больше всего пользы группе, тот кто проявляет больше всего заботы. Иисуса Христа признавали лидером, потому что он мыл ноги своим ученикам и кормил их хлебом, рыбой и вином. Майкл Джордан был лидером, потому что вносил самый большой вклад в победу команды: забивал больше всего мячей, забирал больше всего мячей у противника и больше всех вдохновлял и мотивировал команду на победу.
Во-вторых, за лидеров часто принимают приятных детей. С ними другие ребята хотят дружить и проводить вместе время. Это, опять же, не про лидерство, а про симпатию.
Социометрия
Существует хороший метод выявления эмоциональных предпочтений в коллективе, в том числе в детском, – социометрия. Школьникам предлагают ответить на вопросы:
- Если бы тебе пришлось перейти учиться в другую школу, кого из нынешних одноклассников ты бы взял в новый класс? Назови, пожалуйста, пять человек.
- А кого из нынешних одноклассников ты бы не взял в свой новый класс? Укажи пять фамилий.
Анализ полученных ответов позволяет выделить популярных (звёзд) и непопулярных членов группы (пренебрегаемых, отверженных, изолированных). Психологи обычно говорят, что социометрические "звёзды" - это лидеры, выявленные с помощью профессионального инструмента.
Однако, лидеры нужны для решения общегрупповых, трудных задач, нередко связанных с конкуренцией с другими группами. Подобных задач в жизни школьного класса нет. Переход из одной школы в другую, используемый в социометрии, является сменой одной нейтральной ситуации на другую.
Поскольку лидеры решают нелёгкие, рискованные задачи, они обладают такими качествами, как твёрдость, принципиальность, воля, дерзость, способность принимать непопулярные решения. Поэтому в реальных ситуациях лидером станет скорее кто-то из непопулярных, с точки зрения социометрии, членов группы.
Сержант Волков в повести Александра Бека «Волоколамское шоссе» описывается как "вечно сумрачный", "неразговорчивый", "злой в службе и в бою". Неприятный человек. Однако пользовался огромным уважением и у сослуживцев, и у командования: был лидером среди солдат. Он, наверняка, и в детстве был "злым", "неразговорчивым", "сумрачным". Кто хотел бы взять такого с собой в другую школу? Зачем нам мрачный молчун за соседней партой? Мы выберем кого-то более жизнерадостного, общительного и позитивного.
Война же совсем другое дело. Бой, безусловно, трудная задача. Чтобы победить опасного противника, нужен лидер. Солдаты называли сержанта Волкова "правильным человеком". "Сумрачный, "злой", "неразговорчивый", но "правильный". Он был убит у пулемёта, прикрывая отступление товарищей. Если бы бойцов спросили, кого они взяли бы при переходе в другой полк, то сержант Волков был бы одним из самых популярных. Зачем нам в бою жизнерадостный и общительный солдат? Чтобы выжить мы выберем кого-то смелого, хладнокровного и правильного, чья злость вселяет уверенность в победе.
Таким образом, социометрия – это про эмоциональную структуру группы, симпатии и антипатии, но никак не про лидерство и влияние.
Ситуационный лидер

В школе могут быть лидеры, но только в определённых ситуациях. Например, на уроке химии учитель разбил класс на группы и дал им задания: тот, кто лучше всех разбирается в химии, станет лидером для своей группы, то есть будет вести свою команду к достижению трудной, общей для всех цели. Но с окончанием урока лидер-химик перестаёт быть лидером. То же самое может произойти на уроке физкультуры, когда самый спортивный парень может стать лидером во время игры в баскетбол.
Персональное лидерство
О персональном лидерстве говорят, когда человек ведёт к своей цели только себя. Многие люди не являются лидерами ни для себя, ни для других; ни к какой цели себя не ведут, а просто, занимая позицию жертвы, реагируют на внешние стимулы.
Все дети в школе могут управлять собой, вести себя к сознательным целям и в этом смысле быть лидерами. Стивен Кови в книге "Лидер во мне" описывает внедрение программы 7 навыков в школах, которая позволяет каждому ребёнку стать лидером для себя самого.
Литература
- Александр Бек. Волоколамское шоссе.
- Марина Битянова. Как измерить отношения в классе. Социометрический метод в школьной практике.
- Стивен Кови. Лидерство, основанное на принципах.
- Стив Фарбер. Полный улёт. Частные уроки экстремального лидерств.
Статья опубликована: