Ребёнок читает книгу

Нюансы учебной мотивации

Кирилл Карпенко

Давайте рассмотрим некоторые тонкости мотивации школьников.

Зарплата

Классическая мотивация детей к обучению в самой грубой форме звучит так: «Ты должен хорошо учиться иначе будешь дворником». Мы говорим детям, что обучение в школе нужно им, чтобы зарабатывать хорошие деньги во взрослой жизни.

У этой мотивации два недостатка: сроки и деньги.

Школьнику до выхода на рынок труда ещё 5-15 лет. Это слишком долгий срок, который убивает любую мотивацию. Многие взрослые люди не способны мыслить такими длинными периодами. Для ребёнка то, что будет через 10 лет, это что-то, что будет в другой жизни. Тратить время и силы ради какого-то эфемерного будущего очень сложно. Умом дети могут всё понимать, но это понимание не даёт энергию, не мотивирует.

Второй недостаток попыток взрослых связать школьное обучение со взрослым зарабатыванием денег заключается в том, что эти два вида деятельности связаны косвенно, а не прямо. Статистически люди более образованные зарабатывают больше, но на практике есть огромное количество исключений из этого правила.

Я хорошо учился в школе и в ВУЗе: средний балл аттестата и диплома 4,5. По специальности я учитель истории и педагог-психолог. Зарплата учителей в современной России в пределах МРОТ – минимальная, ниже не бывает. То есть высшее педагогическое образование и отличная успеваемость приводят к самым низким доходам. Люди без высшего образования и с низкой успеваемостью зарабатывают столько же или больше, чем учителя.

Например, одна моя одноклассница училась на тройки. После школы окончила какое-то училище. Затем устроилась работать продавцом разливного пива. Уже тогда она зарабатывала больше учителя с высшим образованием и красным дипломом.

Затем эта моя одноклассница открыла свой магазин разливного пива, а после ещё один. Теперь она зарабатывает в десятки раз больше учителей. Секрет её материального успеха в желании зарабатывать, предпринимательском таланте, энергичности, решительности и каких угодно других заслугах, но только не в школьных оценках. Соответственно, и доходы учителей определяются несколькими факторами, среди которых нет фактора учебных достижений.

Я ни разу не встречал вакансий, в которых платили бы деньги за оценки в аттестате. За хорошую учёбу не платят денег ни в школьном возрасте, ни во взрослой жизни. Давайте признаемся в этом и самим себе, и детей вводить в заблуждение не будем.

Анекдот

— Марь Иванна, да зачем мне ваша алгебра? Где она мне в жизни пригодиться может?

— Ой, Петров, ты ещё вспомнишь меня, когда будешь в 35 лет делать уроки со своими детьми-шестиклассниками!

Бумажки

Когда детям говорят о связи обучения и зарабатывания денег, имеют в виду важность документов об образовании. Без аттестата и диплома многие хорошие вакансии недоступны. Это правда. Без бумажки ты букашка, а с бумажкой – человек.

Необходимость получения аттестата хорошо мотивирует лишь ребят 9-11 классов. Для них это событие близкое и понятное. А мотивировать ребёнка в 5-м классе аттестатом совершенно не эффективно.

Оценки и экзамены

Ещё один популярнейший способ мотивации к обучению – оценки и экзамены. ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, ККР – взрослые любят эти аббревиатуры.

Проблема в том, что излишний акцент на оценках искажает картину мира. Дети (и взрослые) часто думают, что цель обучения – получить оценку, сдать экзамен. Но это не так. Цель обучения – получить знания. Оценка – это лишь показатель уровня знаний.

Получить оценку такая же абсурдная цель, как утверждение, что целью автомобиля является спидометр. Или утверждение, что целью водопровода являются счётчики воды. Нет! Машина нужна, чтобы куда-нибудь приехать. Вода нужна, чтобы помыться и приготовить кофе. Образование нужно, чтобы быть умным.

Если же целью образования являются оценки, то для достижения этой цели вполне эффективным может быть списывание. Время потратили, силы потратили: оценку получили. Знаний не получили, но оценку получили. Это так же глупо, как слить воду в унитаз, чтобы получить некоторые показания прибора учёта воды.

Игорь Тучкин в статье «О передовиках и отстающих, или что для нас значат отметки» («Учительская газета», № 50 от 10 декабря 2019 года) описывает интересные истории из опыта своего отца-учителя и своего личного педагогического опыта. В 50-е годы чиновники боролись с высокими оценками учебных достижений школьников: это воспринималось начальством как «очковтирательство». В 60-е годы те же чиновники начали бороться с двойками. Когда речь идёт о чиновниках, в этом есть доля здравого смысла: чиновники работают с цифрами и управляют они, пытаясь влиять на цифры. Но когда учителя и родители, которые общаются с живыми детьми, во главу угла ставят цифры, это выглядит странно.

В школе знаменитого американского педагога Рона Кларка сотрудникам запрещено даже намекать, что целью обучения является сдача экзамена. Даже намекать запрещено! За неделю до государственной аттестации детям говорят, что им предстоит сдать экзамен. Ученикам объясняют, что этот экзамен отличная возможность продемонстрировать всё, чему они научились, поэтому они должны постараться выполнить все задания как можно лучше. Результаты учеников Рона Кларка значительно выше средних по стране. Их результаты высокие не потому, что они не готовятся к экзаменам, а потому что они максимально интенсивно стараются получить максимальный объём знаний.

На первом занятии по программе «7 навыков высокоэффективных школьников» в шестом классе я сказал детям, что знания из этого курса помогут им стать эффективными во всех сферах жизни. Одна ученица с мрачным сарказмом поинтересовалась, как эта программа поможет ей сдать ВПР по одному из предметов? Я ответил:

— Очень хорошо поможет. Второй навык называется «Начинайте, представляя конечную цель». В чём цель обучения в школе? Получать знания. Не сдать ВПР, а стать образованным. Если вы будете образованными, то вы легко сдадите ВПР. Поэтому забудьте про ВПР. Пусть об этом беспокоится директор школы и учителя, если для них это важно. Ваша цель получать знания и получать удовольствие от процесса получения знаний. Поэтому расслабьтесь и наслаждайтесь обучением и жизнью прямо сейчас!

Образованность

Что же делать? Как мотивировать детей к обучению, если не будущими эфемерными заработками?

Мой вузовский преподаватель экономики на одной из лекций произнесла гениальную фразу: «Знание экономики не поможет вам стать богатыми. Но знание экономики поможет вам стать образованными».

Когда я работал учителем истории, я говорил детям: «Знание истории не поможет вам стать богатыми. Но знание истории поможет вам быть образованными. А быть образованным само по себе ценно». Как вы понимаете, эту фразу можно адаптировать под любой школьный предмет.

Образованность как ценность мотивирует детей гораздо больше, чем какие-то неконкретные деньги в каком-то туманном будущем. Дети очень хорошо понимают, что уже сейчас гораздо лучше быть умным и образованным, чем глупым и не образованным.

Мотивация через будущие заработки обесценивает ребёнка, его сегодняшнюю жизнь, его сегодняшнюю деятельность. Это демотивирует детей. Это в некоторой степени унизительно. Януш Корчак взывал к Великой хартии вольностей, о правах ребенка. Среди основных прав были такие:

  1. Право ребенка на сегодняшний день.
  2. Право ребенка быть тем, что он есть.

Школьник – это не будущий юрист или врач. Школьник – это уже полноценный человек, который получает образование и этим заслуживает уважения. А образованность заслуживает уважения.

Образованность, разумеется, важна и в детстве, и во взрослой жизни. Шутка:

В 13 ЛЕТ
Зачем мне учить историю, физику, химию и биологию? Ну как мне это в жизни пригодится?

В 40 ЛЕТ
Нас хотят чипировать и управлять нашими мыслями через вышки 5G.

Деньги

Стоит ли платить детям за хорошую успеваемость? В отличие от мотивирования хорошей зарплатой через 15 лет эти деньги ребёнок получает сейчас, значит и мотивационный эффект будет хорошим?

Платить детям за учёбу не нужно. Это приведёт к фокусированию на оценках и денежном вознаграждении (или вещественном вознаграждении). А главная цель обучения – быть умным и образованным – останется за бортом.

Многие дети и раньше не имели и теперь не имеют возможности получить общее образование. Ребёнок должен понимать, что он уже награждён судьбой тем, что он рождён в обществе и семье, которые позволяют ему учиться. Он должен радоваться возможности учиться, быть благодарным за это и чувствовать свой долг перед семьёй и обществом за получаемое образование.

Это общество и семья делают ребёнку одолжение, позволяя учиться. Сто лет назад и тысячелетия перед этим многие дети не ходили в школу – они ходили на работу. Не было раньше понятия детство. Ребёнок считался взрослым человеком (только небольшого размера). Если ребёнку платят за учёбу, то у него возникает впечатление, что это он делает одолжение. Картина мира становится кривой.

Гарвард

Однажды ко мне обратились родители девятиклассницы с жалобой на резкое снижение учебной мотивации ребёнка. Это особенно тревожно в свете предстоящего основного государственного экзамена.

Я встретился с ученицей и поинтересовался её планами на будущее: какие экзамены собирается сдавать, где учиться после 9-го класса. Ответ был неожиданным: пойдёт в 10-й класс, а потом поступит в Гарвард. В тот самый знаменитый американский Гарвардский университет. Также она рассматривала ещё несколько ведущих ВУЗов США.

Я стал задавать уточняющие вопросы. Принимают ли там аттестаты российских школ? Кто будет оплачивать обучение и проживание? Как получить визу? Где она возьмёт деньги на переезд? Знает ли она английский язык?

Ребёнок дал исчерпывающие ответы на все вопросы. Я убедился, что учёба в ведущих ВУЗах США не бесплодная мечта: это конкретная цель, и есть детально проработанный, адекватный план достижения цели.

Я был восхищён! Очень редко встретишь ребёнка с такой масштабной целью. И почти никогда не встретишь ученика с реалистичным планом претворения мечты в жизнь.

Учебная мотивация у этой девушки была фантастически высокой, но родители жаловались на её снижение. Эти факты противоречат друг другу, но они оба истинные. Проблема заключалась в том, что родители не хотели переезда дочери в другую страну.

Родителей понять можно. Они видели дочь будущей опорой, поддержкой и защитой. Но если она уедет на другой континент, то родители останутся одни. Непривлекательная перспектива.

Изначально родители поддерживали планы о переезде в США. Но когда на горизонте забрезжило скорое окончание школы, выяснилось, что ребёнок действительно собирается поступать в американский ВУЗ. Родители стали отговаривать дочь переезжать и стали убеждать её, что она НЕ СМОЖЕТ, что у неё НЕ ПОЛУЧИТСЯ. Родители всеми силами убеждали ребёнка, что её цель недостижима и что она должна предать свою мечту.

Когда я спросил ученицу, верит ли она утверждению родителей, что у неё не получится, девушка заплакала. Проблемы была не в мотивации ребёнка, а в мотивации родителей.

Мера вещей – человек. Нас мотивируют наши желания, а не чужие. У наших желаний есть определённый размер. Когда нам предлагают что-то гораздо большее или гораздо меньшее, то это нас обескураживает и демотивирует.

Моя ученица уже видела себя студенткой Гарварда. Она представила это во всех деталях. Она много трудилась для достижения своей цели и стиснув зубы готова была ещё несколько лет отчаянно идти к своей мечте. И в этот момент родители стали убеждать её поставить в 100 раз менее масштабную цель: остаться в России и поступить в Сибирский федеральный университет.

Причём для многих ребят из сибирских городов поступление в СФУ это голубая мечта, это счастье. Для ребёнка, который видит себя студентом Гарварда, поступление в СФУ это несчастье, это жизненный крах.

Масштаб цели и мотивация
Масштаб цели и мотивация

Мотивацией очень трудно управлять. Нельзя заставить человека что-то хотеть или не хотеть. Но в сторону увеличения желаний работать можно. Мы можем помочь людям хотеть чего-то большего. А вот в сторону уменьшения желаний часто ничего сделать нельзя. При уменьшении цели в два раза, мотивация падает не в два раза, а до нуля или уходит в минус: человек становится несчастным, впадает в апатию и вообще ничего не хочет делать.

Родители здесь совершили две ошибки. Первая: помогли раздуть большую цель, а потом пытались её уменьшить. Мотивация на понижение не работает.

Вторая ошибка: они навязывали свою цель. Мотивация – это внутренняя побудительная причина. Мотивация – это своё, родное желание. Когда мы навязываем людям свои желания, то они не становятся для них мотивами, они становятся для них насилием.

Масштаб цели, хозяин цели и мотивация
Масштаб цели, хозяин цели и мотивация

Резюме

Про учебную мотивацию детей нужно знать следующее:

  • мотив ребёнка – это то, чего хочет ребёнок, а не его родители;
  • мотив должен лежать в настоящем времени или ближайшем будущем;
  • цель обучения – быть умным и образованным;
  • быть умным и образованным само по себе ценно, даже если вам за это никто не заплатит ни сейчас, ни в будущем;
  • ребёнок должен быть благодарен за возможность учиться;
  • оценки не являются целью обучения и важны лишь как показатель учебных достижений;
  • если достигается главная цель, то хорошие оценки выставляются автоматически;
  • оценки важны для перехода в новый класс, получения аттестата и поступления в профессиональное учебное заведение.

Дополнительные материалы

Ошибки мотивации детей.

Мотив и стимул.

Мотив и стимул (кратко).

Прогулы школы: как мотивировать ребёнка.