Адаптация первоклассников к школе

Адаптация первоклассников к школе

Кирилл Карпенко

Адаптация первоклассников - физическое и психологическое приспособление ребёнка к обучению в школе.

Адаптацию нужно рассматривать на двух уровнях: 

  1. внешний: нормальное поведение, выполнение школьных правил, усвоение программы обучения;
  2. внутренний: ощущение спокойствия, уверенности, хорошее настроение.

Нередко родителей и педагогов интересует лишь внешний уровень - поведение и успеваемость. Однако, бывает, что внешне благополучный ребёнок испытывает сильную тревожность, неуверенность в себе и депрессивность. Такой школьник испытывает серьёзные трудности в адаптации, но взрослыми может восприниматься как успешно адаптировавшийся.

Рекомендации родителям

Думайте позитивно

У вашего ребёнка есть потенциал, возможности и ресурсы для успешной адаптации к школе. Фокусируйтесь на этом, а не на слабых сторонах.

Не отдавайте ребёнка в дополнительное образование

Чтобы помочь первоклассникам адаптироваться, школы предпринимают целый комплекс мер: сокращённая продолжительность уроков, дополнительные каникулы, отсутствие оценок и домашних заданий в первом классе и др.

Родителям рекомендуется придерживаться той же стратегии: максимально снизить нагрузку на ребёнка. Конкретно: не отдавайте ребёнка в учреждения дополнительного образования, которые он уже до этого не посещал. Не нагружайте малыша домашними обязанностями, которые он раньше не выполнял. Потерпите: дайте дополнительную нагрузку во втором полугодии, а лучше во втором классе.

Позаботьтесь о здоровье ребёнка

Правильно организуйте режим дня школьника. Это быстро приносит положительные изменения в его настроение, самочувствие и успеваемость.

Сон 10–10,5 часов. Дневной сон до 2 часов.

Контроль соответствия мебели росту ребёнка следует проводить не реже 2 раз в год

Вес ранца не должен превышать 700 г.

Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать 1,5 кг.

Промежутки между приёмами пищи не должны превышать 3,5–4 часов. Рекомендуется 4–5-разовое питание.

Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности как минимум 3–3,5 часа.

Узнайте имена

Выучите вместе с ребёнком имена всех сотрудников школы (не только учителей) и одноклассников. Когда мы знаем имя человека или всех людей в какой-то организации, это прибавляет уверенности и снижает тревогу.

Сохраняйте любовь и тепло

Частой ошибкой родителей является резкая перемена отношения к ребёнку после поступления в первый класс: нежность и ласка меняются на требовательность и контроль. До поступления в школу родители играют с ребёнком, балуют его, веселятся вместе с ним. А потом считают, что детство кончилось и нужно воспитывать в ребёнке дисциплину, ответственность и трудолюбие. Такая резкая перемена обескураживает ребёнка, особенно в период адаптации к школе, когда малыш больше всего нуждается в поддержке. По некоторым данным 90% первоклассников с повышенной тревожностью испытывают её именно из-за нарушения тёплого эмоционального контакта с матерью, а не из-за событий, происходящих в школе. Чрезмерно ответственное отношение матерей к обучению ребёнка обычно вредит. Лучшим стилем родительского поведения является авторитетный. Он сочетает в себе любовь, тёплые отношения и умеренно высокий контроль. Любовь в этой формуле стоит на первом месте: сначала тёплые отношения, психологический кислород, а потом контроль и требовательность.

Прочитайте ребёнку сказки

Прочитайте малышу сказки Марины Панфиловой о лесной школе. Одну-две за вечер. Обсудите с ребёнком ситуации, происходящие в жизни лесных зверят, поделитесь своим опытом, поиграйте в ролевые игры.

Рекомендации учителям

Исследование Зеленовой М. Е. показало, что личностно-ориентированная модель педагогического взаимодействия (соответствует авторитетному стилю родительского поведения) способствует более благоприятной адаптации. А учебно-дисциплинарный тип взаимодействия (соответствует авторитарному стилю родительского поведения) влечет за собой рост негативных проявлений.

В классе с личностно-ориентированным учителем внутреннее самочувствие детей значительно лучше, они чувствуют себя более защищенными, у них ниже уровень тревожности, дети больше доверяют себе, им в значительно меньшей степени присуще чувство неполноценности, они менее враждебны, им легче общаться.

Личностно-ориентированный учитель создает в классе атмосферу, благоприятную для совпадения индивидуальных потребностей детей с требованиями школы. В классе у учителя учебно-дисциплинарного типа взаимодействия усвоение школьных требований носит, скорее, внешний характер, протекает за счет подавления индивидуальности детей и влечет за собой рост негативных проявлений, таких, как тревожность, недоверие к себе, депрессивность, враждебность и т. д.

Диагностика адаптации

Методов, позволяющих оценивать саму адаптацию к школе не существует. Но можно судить о ней по косвенным признакам, например, по мотивации. Методика Натальи Лускановой позволяет выявить различные типы мотивации обучения в школе первоклассников. Этот инструмент достаточно прост в использовании, поэтому может быть применён не только психологом, но и педагогом, и даже родителями.

Литература

  1. Зеленова М. Е. Адаптация к начальной школе: особенности психического состояния и поведения первоклассников в зависимости от типа педагогического взаимодействия их учителей // Психологическая наука и образование. 2000. № 1.
  2. Лусканова Н. Оценка школьной мотивации учащихся начальных классов. // Школьный психолог. - 2001. - № 9.
  3. Марина Панфилова. Лесная школа.
  4. Анастасия Рубцова. Несколько выстраданных пунктов для родителей первоклассников.
  5. Стивен Кови. 7 навыков высокоэффективных людей.