Девочка с ноутбуком на кровати.

Семейное образование

Кирилл Карпенко

Семейное образование – получение общего образования вне школы. Не стоит путать с "домашним" образованием: это слово означает школьное образование, осуществляемое на дому по медицинским показаниям. То есть "надомника" учат учителя из школы, в которую он зачислен. А семейное образование осуществляется полностью без участия школы.

Семьи, реализующие домашнее образование, называют хоумскулерами (от англ. Homeschooler).

Это законно?

Согласно федеральному закону "Об образовании в Российской федерации" общее образование может быть получено, как в школе, так и в форме семейного образования и самообразования (статьи 17 и 63). В этом случае есть право пройти аттестацию как промежуточную, так и итоговую в школе бесплатно (статья 34). Родители могут в любой момент перевести ребёнка на обучение в образовательную организацию (статья 44). 

Семья теряет право на семейное образование лишь в том случае, когда ребёнок не справился с промежуточной аттестацией и своевременно не ликвидировал академическую задолженность. В этом случае ребёнок должен продолжить получать образование в образовательной организации (статья 58).

При выборе родителями (законными представителями) детей получения общего образования в форме семейного образования родители информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают (статья 63).

Это эффективно?

Да, исследования показывают, что академические достижения выше, а коммуникативные навыки лучше у детей, получивших образование в семейной форме.

Что касается академических достижений, то результаты вполне понятны и логичны: индивидуальное обучение всегда эффективней группового. Здесь, правда, нужно учитывать, что на семейное образование переходят обычно продвинутые родители, видящие в образовании огромную ценность. Поэтому эффективность определяется не столько формой, сколько содержанием семейного образования.

А вот хорошие коммуникативные навыки детей, которые не посещали школу, у некоторых вызывают сомнения. Дело в том, что в массовой школе всегда есть немало примеров дурного поведения. А уровень общения всегда определяется самыми низкими формами. Поэтому даже дети из культурных семей вынуждены опускаться до грубых форм общения, чтобы защитить себя от невоспитанных ребят. А за 9 - 11 лет ежедневных грубостей любой человек деградирует в своей способности вежливо общаться.

Также в массовой школе слишком много людей и шума, а интенсивность взаимодействий высокая. В этих условиях не только дети озлобляются и становятся грубыми, но и многие педагоги жалуются на эмоциональное выгорание, которое проявляется в чувстве безразличия, эмоционального истощения, изнеможения, дегуманизации (развитие негативного отношения к своим коллегам и детям).

И наконец, в школе есть групповой эффект или эффект "разбитых окон". Он заключается в том, что, когда ребёнок видит брошенный кем-то на пол фантик от конфеты, он автоматически считает, что и он так может здесь себя вести. Когда он слышит, что другие дети матерятся в школе, то и он начинает повторять эту модель поведения. Учителя склонны винить в таком поведении родителей, которые не привили своим детям навыки культурного поведения. Но родители обычно не знают, что их дети так себя ведут, потому что дома это не проявляется: дома нет "разбитых окон" (фантиков на полу, матов через каждое слово). Дома среда другая, дома нет почвы для проявления безкультурия.

Школы, конечно, борются за высокую культуру поведения, моют и убирают помещения, делают замечания обучающимся, проводят профилактические беседы о недопустимости нецензурных выражений и оскорблений. Но искоренить эти проблемы практически невозможно, а в семейной среде таких проблем в принципе нет.

Дети, на семейном обучении, не изолированы от общества: они общаются с членами своей семьи, с соседскими ребятами, заводят друзей в учреждениях дополнительного образования, спортивных секциях, находят общие интересы с детьми друзей родителей. На семейном образовании дети и их родители могут управлять кругом общения, могут выбирать качественных, культурных и интересных друзей. Школьники же вынуждены общаться с теми, кто сидит рядом в классе, кто учится в той же школе.

Семейное образование даёт возможность значительно быстрее осваивать программу обучения, поэтому остаётся больше времени для общения.

Таким образом, нет ничего удивительного, что выпускники семейных школ обладают лучшими коммуникативными навыками.

Это необходимо?

Для некоторых детей семейное образование почти необходимость.

Одарённые дети. Им в школе скучно. Ребёнок сделал все задания за полурока, а оставшиеся полурока ждёт звонка. На семейном/индивидуальном обучении никого ждать не надо.

Дети с ограниченными возможностями здоровья. Они, наоборот, не успевают за темпом класса и учителя. Со многими детьми из этой категории всё в порядке, они могут быть успешны в обучении. Но при условии удовлетворения их особых индивидуальных образовательных потребностей. В школах инклюзия только на бумаге. Фактически в российских школах нет условий для успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Профессионалы. Дети, которые серьёзно занимаются спортом, искусствами или бизнесом, просто не могут совмещать эту деятельность с ежедневным посещением школы.

Эмигранты. Дети, живущие за рубежом, тоже физически не могут посещать русскую школу.

Это дорого?

До недавнего времени у семейного образования был только один существенный недостаток - оно было значительно дороже школьного. Родителям нужно было либо самим обучать детей школьным предметам, либо оплачивать услуги репетитора. Но с появлением и развитием интернета и таких ресурсов, как InternetUrok.ru, этот недостаток семейного образования ушёл в прошлое. Их стоимость символическая или доступная для людей, имеющих компьютер.

На этом ресурсе есть видеоуроки по всем темам всех предметов школьной программы. Созданы уроки лучшими учителями Москвы и Санкт-Петербурга. А также тренажёры, тесты, проверка домашнего задания учителем, вопрос учителю, расписание и др. Среднее общее образование дистанционно "под ключ".

При этом на семейном образовании родителям не нужно тратить деньги на проезд ребёнка до школы, на портфель, на благотворительные взносы в фонд класса и школы, на школьную форму. Учебники обязано предоставить государство бесплатно.

Есть и другие домашние школы в интернете, например, Фоксфорд. Они также решают проблему обучения детей. Но стоимость обучения в них несколько выше.

Резюме

Школьное и семейное образование можно сравнить с общественным и личным транспортом. Автобус или седан? Что удобней, быстрей, комфортней и безопасней? До недавнего времени такое сравнение было полностью корректным, потому что стоимость семейного образования была так же высока, как стоимость личного автомобиля. Но стоимость копирования данных в интернете ничтожна, поэтому сегодня семейное образование стало дешевле обучения в школе.

Дополнительные материалы

  1. Кирилл Карпенко. Социализация и школа // Учительская газета. – 2020. – № 09.
  2. Кристина Сандалова. Звонок для родителя. Как дать ребенку качественное образование вне школьных стен.
  3. Поливанова К.Н., Любицкая К.А. Семейное образование в России и за рубежом [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2017. Том 6. № 2.
  4. Анастасия Якунина. Родитель в роли учителя. Социализация детей в условиях семейного обучения // Школьный психолог. 2012. № 10.
  5. ФЗ "Об образовании в Российской федерации".
  6. Письмо Минобрнауки России от 15.11.2013 N НТ-1139/08 "Об организации получения образования в семейной форме".
  7. Видео "Есть ли жизнь после семейного образования? Траектория выпускника: опыт и практика".