Мужчина чистит зубы
Featured

Срочное и важное

Кирилл Карпенко

Тяжёлый труд – это скопление лёгких дел, которые вы не сделали, когда должны были сделать.
Джон Максвелл

Сначала делайте самое важное.

Посмотрите на матрицу дел. На основе двух критериев – важность и срочность – выделяем четыре варианта дел:

  1. важные и срочные;
  2. важные и не срочные;
  3. не важные и срочные;
  4. не важные и не срочные.

Теперь вопрос: в каком квадрате находится ключ к успеху? Какие дела дают максимальную эффективность?

Матрица Эйзенхауэра
Матрица срочных и важных дел

Важное, но не срочное

90 % людей отвечают на этот вопрос неправильно: говорят, что ключ к успеху находится в первом квадрате, где дела важные и срочные.

Но правильный ответ: квадрат два. Максимальную эффективность дают дела важные, но не срочные.

Например: чистить зубы, – дело важное, но не срочное. А лечить зубы – дело и важное, и срочное. Эффективность в данном случае – это если зубы не болят. Для того чтобы зубы не болели, их нужно регулярно чистить. Зубная боль – это не успех и несчастье.

Здоровый образ жизни в целом является важным, но не срочным. В него входят гигиена, медосмотры, правильный сон, правильное питание, двигательная активность.

Если важное дело стало срочным, значит вы уже катастрофически неэффективны: вы потерпели поражение, вы заболели, вы поссорились со значимыми людьми, вам не хватает денег на обязательные расходы, у вас аврал, цейтнот, дедлайн.

Высокоэффективный человек тот, у кого важные дела не становятся срочными. То есть у него крепкое здоровье, хорошие отношения с людьми, большая подушка финансовой безопасности.

Многие люди даже не пытаются вырваться из тисков срочных дел. Даже не пытаются в личной и деловой жизни заниматься важными, но не срочными делами, потому что они не срочные…

Давайте рассмотрим несколько примеров важных, но не срочных дел.

Финансовые резервы

Иметь финансовый резерв крайне важно. Например, в недавнем прошлом власти России объявили локдаун по причине пандемии коронавируса «с сохранением заработной платы» (то есть без государственной компенсации простоя). В этой ситуации – без зарплаты – комфортно чувствовали себя люди, у которых были накопления, позволяющие покрыть все расходы на год вперёд. С таким резервом можно без стресса посидеть дома пару месяцев.

Но у многих людей нет резерва даже на один месяц. Зато есть долги, которые надо погашать ежемесячно.

Многие люди не откладывают часть своих доходов в резерв, потому что это не срочно.

Срочные дела затягивают нас, как трясина, поэтому эффективная стратегия – начинать с важных, но не срочных дел. Применительно к финансам это означает, что нужно сначала откладывать часть своих доходов (например, 10 %) в резерв, а потом с оставшейся части осуществлять срочные повседневные расходы.

Многим людям прожить на 90 % своих доходов также легко (и также трудно), как на 100 % своих доходов.

Формировать денежные резервы очень важно, но не срочно
Формировать денежные резервы очень важно, но не срочно

Пенсионные накопления

Вот ещё одно важное, но не срочное финансовое дело – направлять часть своих доходов на пенсионные накопления.

У многих людей эта идея вызывает иронию, недоумение и множество возражений. Одно из главных возражений – мы не знаем, что будет в будущем. Это верно: мы не знаем, что будет в будущем, – но мы знаем, что счастливое будущее само себя не создаст. Счастливое будущее должны создать мы. Мы точно знаем, что в старости наша способность зарабатывать деньги снизится из-за возраста. И улучшить своё материальное положение в старости мы можем в молодости, когда эта проблема ещё не срочная.

Чем раньше начать формировать пенсионные накопления, тем большую помощь нам может оказать математика. Один из главных финансовых механизмов пенсионных фондов – это сложные проценты. Чтобы наглядно понять его суть экономист Дэвид Бах придумал образ эффекта латте.

Стаканчике кофе в автомате стоит около 33 рублей. Если покупать его каждый день, то в месяц выходит 1 000 рублей, а в год 12 000 рублей. Такие деньги можно откладывать на пенсию. Если делать это в течение 40 лет, то в сумме выйдет всего 480 000 рублей. Но если на эти средства будет поступать ежегодный инвестиционный доход 10 %, то за 40 лет накопится 5 300 000 рублей.

А если человек участвовал в программе государственного софинансирования пенсии (это когда государство ежегодно в течение 10 лет прибавляло к накоплениям человека 12 000 рублей), то за 40 лет накопится 8 300 000 рублей. Эта сумма даст ежемесячную пенсионную выплату в размере 34 000 рублей.

То есть стоимость стаканчика латте – мелочь в прямом и переносном смысле слова – может сформировать многомиллионный капитал. Но только при одном условии – нужно время, нужны десятилетия. Эффект латте работает, если начать инвестирование в ранней молодости, когда пенсия является абсолютно не срочным вопросом.

Стоимость стаканчика латте имеет огромное значение в долгосрочной перспективе
Стоимость стаканчика латте имеет огромное значение в долгосрочной перспективе

Отношения

Поговорить, чтобы лучше узнать человека, его чувства, его мировоззрение – самое важное в отношениях. Но такие разговоры без утилитарных целей – это не срочно.

Многие люди осуществляют коммуникацию только в контексте какой-то срочности: решить какие-то вопросы, что-то сделать вместе, куда-то сходить, до чего-то договориться.

Но общение только в контексте срочности приводит к проблемам, конфликтам и скандалам. Если же мы имеем привычку регулярно общаться с важными людьми просто так – без цели решить текущие вопросы – то мы можем предотвращать проблемы и не доводить до кризиса в отношениях. 

Отношения с детьми

Например, многих родителей волнуют оценки детей в школе и поведение дома. Это вопросы из разряда срочных.

Вот типичная ситуация: мать жалуется, что ребёнок дерзит, хамит, психует и в школе, и дома. А я уже несколько месяцев работаю с ребёнком и еженедельно отправляю матери задания на социально-эмоциональное развитие отношений внутри семьи. Для их выполнения достаточно двадцати минут. На мой вопрос, выполняют ли задания, мать отвечает, что не выполняют, потому что в будние дни работают, а на выходных ездят с детьми за город.

То есть родители общаются с детьми исключительно в контексте срочности. И полагают, что они делают всё правильно, потому что проводят с детьми выходные, возят их на природу.

Но поездки и путешествия сами по себе никак не способствуют ни социальной-эмоциональному развитию, ни улучшению отношений между членами семьи. Скорее наоборот: они не оставляют время для того, чтобы поговорить, понять друг друга.

Кроме того, поездки означают организационные хлопоты. Организационные хлопоты увеличивают стресс и нервозность у родителей. Нервозность увеличивает риск, что родители накричат друг на друга и на детей. А крик увеличивает риск, что дети в ответ начнут дерзить и хамить.

Еженедельные семейные задания на социально-эмоциональное развитие – это важно, но не срочно. Одно из моих любимых заданий: расселить эмоции по домикам. Есть пять домиков разной высоты. И есть пять эмоций: радость, интерес, страх, злость, грусть. Эмоцию, которую человек испытывает чаще всего, нужно поселить в самый большой домик. Вторую эмоцию нужно поселить в домик поменьше, третью в домик ещё поменьше и так далее. Расселение эмоций должны сделать и дети, и родители.

Некоторые дети помещают в самые большие домики страх и злость. То есть ребёнок живёт в страхе и злости: ребёнок живёт в аду. Понимание этого факта родителями важнее школьных оценок и загородных поездок. Но оценки и поездки – срочные, поэтому имеют большее значение для родителей.

Родители не разговаривают о важном со своими детьми ни одной секунды и, поэтому недоумевают, чем вызвано проблемное поведение ребёнка. Ребёнок дерзит и хамит – это поведение. За поведением стоят какие-то чувства. За чувствами стоят какие-то потребности. Родители видят поведение, потому что это срочная проблема. А важное, то есть чувства, мотивы, потребности, не видят, потому что их связь со срочными делами не очевидна.

Именно для таких родителей делают памятки на тему: по каким признакам можно понять, что ваш ребёнок имеет суицидальные намерения. Хотя гораздо проще и эффективнее каждый день заходить к ребёнку на пять минут, класть руку ему на плечо и говорить: «ну как ты, малыш?» Можно больше ничего не говорить. Просто посидели рядом пять минут, потом обняли и вышли. Если в семье есть такая привычка, то ребёнок будет рассказывать родителям всё важное. Таким родителям не нужны примитивные памятки. Но поскольку посидеть рядом пять минут не срочно, то большинство родителей так не делают.

Отношения с коллегами

В деловых отношениях тоже очень важно просто поговорить. Вот типичная ситуация: сотрудник приходит с заявлением на увольнение. Поскольку это срочная проблема и заменить работника трудно, то руководитель интересуется причиной увольнения и выясняет, что причина в условиях труда, которые можно изменить, и этим сохранить ценного сотрудника.

Эффективные руководители не доводят до такого. Эффективные руководители находят время на то, чтобы просто поговорить: как дела? как настроение? есть ли какие-то проблемы в работе? всё ли в порядке дома? Это требует минут десять в месяц и позволяет узнать о серьёзных проблемах заранее и подготовиться к ним или предотвратить их.

Профессиональное обучение

Я рекомендую школьникам и их родителям принять решение о поступлении в профессиональное учебное заведение в начале восьмого класса. В этом случае остаётся достаточно времени для подготовки к поступлению. Например, если ребёнок будет поступать после девятого класса в техникум, то ему нужен определённый средний балл аттестата, чтобы поступить. За два года (8–9 классы) можно добиться нужных оценок: даже троечник может стать отличником.

Принятие решения о поступлении в профессиональное учебное заведение – это важно. Но в начале восьмого класса это ещё не срочно, поэтому почти никто в начале восьмого класса это решение не принимает.

Обычно дети и их родители начинают задумываться о поступлении только в конце выпускного класса, когда это становится срочным. И только в этот момент выясняют, что согласно статистике приемной комиссии нужного техникума, их текущей успеваемости абсолютно недостаточна для поступления. В этой ситуации девятиклассники вынуждены идти в десятый класс. А одиннадцатиклассники берут «gap year» (это современный эвфемизм для выражения «не поступил»).

При этом в большинстве случаев принять решение о поступлении в начале восьмого класса также легко (и также трудно), как и в конце девятого или одиннадцатого класса.

Развитие

Мы можем находиться в одном из двух режимов: в режиме выживания или в режиме развития. Режим выживания – это важное и срочное. Режим развития – это важное, но не срочное.

Многие взрослые люди заняты выживанием, поэтому не развиваются: не читают книги, не проходят курсы, не прокачивают hard skills и soft skills. Более подробно я разбираю эту тему в статье «Принцип развития».

Проблемы

Подготовка к возможным проблемам в любой сфере является важной, но не срочной. Например, компьютер может выйти из строя, и важные файлы будут утеряны. В этой перспективе имеет смысл сделать резервные копии уникальных данных. Это очень важно, но многие люди так не делают, потому что это не срочно.

Более детально о подготовке к проблемам можно почитать в моей статье "Готовьтесь к худшему".

Три поросёнка

Детская сказка про трёх поросят учит нас тому, что важное дело нужно делать до того, как оно станет срочным. Эта же сказка объясняет, почему многие люди так не делают. Два поросёнка смеялись над своим рассудительным братом Наф-Наф, который прилагал огромные усилия и тратил много времени на то, чтобы построить дом из камней. То есть для того, чтобы найти время на важные, но не срочные дела, нужна не только осознанность и самоорганизация, нужна ещё способность противостоять давлению и осуждению со стороны окружающих.

Дом из кирпичей
Фундаментальное строительство требует времени, поэтому его всегда нужно начинать заранее, когда ещё не срочно

Дополнительные материалы

Шортс "Срочное и важное": YouTube, Telegram.

Стивен Кови. Главное внимание – главным вещам.


Материал опубликован в книге "Записки психолога".