Активность - действия, усилия, напряжение, борьба, труд.
Традиционно считается, что активность лучше пассивности. Активность - залог успеха. Об этом свидетельствуют поговорки:
под лежачий камень вода не течёт;
системой управляет самый активный элемент;
без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Активность приводит к успеху в деловой сфере. Физическая активность нужна для сохранения физического и психического здоровья. Внутренняя активность нужна для духовного роста и благополучия.
История про важность активности
Много лет назад шестерых человек осудили на двадцать пять лет заключения. И один из них, как только попал в тюрьму, начал ходить. Утром, днём, вечером.
Он делал круги по камере, ходил из угла в угол, крест-накрест, ходил и приседал, ходил и разминался.
Иногда устраивал перерывы и в это время что-то записывал.
Он записывал мысли, которые приходили ему в голову. После выхода из тюрьмы он издал интересную книгу. Философский трактат о жизни на воле и в неволе. А все, с кем он был осуждён, умерли.
Почему? А они просто лежали, сидели, грустили. Они смирились со своим положением заключённых на четверть века.
Человек, о котором идёт речь, вышел из тюрьмы в 45 лет. Он прожил ещё 40 лет. Женился. Занимался наукой, издал несколько книг, построил хороший дом, объездил полмира. Он стал невероятно успешным человеком (кстати говоря, он смог доказать, что осудили его несправедливо, и судимость с него сняли).
И все свои лекции, и выступления о том, как достичь успеха, он начинал с одной и той же фразы: «Жизнь — это движение».
Пассивность - покой, бездействие, расслабление, отдых.
В нашей культуре пассивность в меньшем почёте, чем активность. Однако умение быть пассивным в определённых ситуациях крайне эффективно, а излишняя активность губительна. Про это тоже есть немало пословиц:
поспешишь - людей насмешишь;
тише едешь - дальше будешь;
семь раз отмерь - один раз отрежь.
В Отечественной войне 1812 года была альтернатива: либо активность - сражение с армией Наполеона, либо пассивность - избегание сражения. Многие рвались в бой. Но к счастью нашей армией руководили мудрые, опытные генералы, сначала, Михаил Богданович Барклай-де-Толли, затем, Михаил Илларионович Кутузов. В Бородинском сражении Кутузов позволил солдатам выпустить пар, но затем вернулся к пассивности. Итог мы знаем: французы проиграли войну. Если же наша армия попыталась бы победить врага в активном генеральном сражении, то скорее всего потерпела бы поражение.
Симон Соловейчик:
Учителю приходится быть осторожным и осмотрительным: каждое его слово в классе, каждое его действие могут оказать необратимое влияние на душу ребёнка.
Но, скажут, то же относится и к бездействию. Мы привыкли к тому, что действие лучше бездействия. Как будто это добро и зло. Деятельность всегда поощряется, бездействие осуждается. Однако бездействие бывает двух видов: от невнимательности, небрежения – это одно; а сознательное бездействие, сознательная осторожность, бездействие от чувства ответственности – другое.
Сознательное бездействие – одно из самых сильных педагогических действий. В воспитании внутренней свободы отказ от прямого действия, сознательное бездействие играет, может быть, решающую роль. Потому что действие наше часто бывает автоматическим, привычным, стандартным; оно не требует духовных сил, оно даже раздумий не требует. Сознательный же отказ от действия подчас даётся нам большими душевными усилиями, он всегда рождается в сомнениях. Действие может быть всяким, сознательное бездействие – всегда поступок. Очень часто, когда у родителей сложности с детьми, приходится давать самый трудный для исполнения совет: на вопрос «Что делать с ребёнком?» – отвечать: «Ничего». Но редко у кого хватает сил и мужества последовать этому совету.
Хорошо бы написать хоть небольшую книжку под названием «Педагогическое бездействие». У меня для неё много примеров, я не раз видел, как действие губит ребёнка, а бездействие – спасает. Худшие дети вырастают у деятельных мамаш, худшие классы выходят из рук чересчур деятельных учительниц начальной школы.
И понятно почему.
Потому что действие – это приложение силы, использование власти; действие – это воля, а она, как всем понятно, может быть дурной и злой, причём не всегда сами сознаем, какого рода волю направляем мы на ребёнка.
Воля старшего по отношению к младшему только тогда добрая, когда она поддерживает волю ребёнка, делает его сильнее.
Но чаще всего воля старшего направлена именно на волю ребёнка, ограничивает её, сдерживает или расслабляет, заставляет его отказываться от своего желания, от своей воли. У слабого волей – какая же свобода? Как ребёнок научится свободе, если все его попытки проявить свою волю оказываются тщетными? Родители не уступают ребёнку, боятся избаловать его, боятся, что он сядет на
шею, – и получают в результате безвольное существо, с которым приходится нянчиться всю жизнь.
Так и в классе. Воля учителя может охранять и развивать волю ребёнка, а может и размягчать её или совсем убить.
Целеустремлённые, мотивированные люди не испытывают недостатка в активности. Напротив, в их жизни не хватает пассивности: отдыха и сна. Это плохо. Это нарушение принципа бездефицитарности сил. Согласно ему соотношение работы и отдыха должно строиться так, чтобы к концу естественного периода (день, неделя, год) достигался нормальный уровень работоспособности. Это возможно в том случае, когда за повышенным расходом сил («авральной» работой и т. п.) следует адекватное снижение нагрузки и отдых. Несоблюдение принципа бездефицитности ведёт к накоплению долговременной усталости, могущей быть источником срывов и резкого падения уровня работоспособности.
О важности пассивности написано даже в Библии. Четвёртая заповедь гласит:
работай и делай все свои дела шесть дней. А седьмой день — это суббота, посвящённая твоему Богу. Не делай никакого дела ни ты сам, ни твой сын, ни твоя дочь, ни твой раб, ни твоя рабыня, ни твоё домашнее животное, ни пришелец, находящийся в твоём городе. Ведь за шесть дней бог создал небеса, землю, море и всё, что в них, а в седьмой день стал отдыхать. Поэтому бог благословил субботний день и сделал его священным.
Причём эта заповедь, как и первые три, перед богом, значит, она принципиально важнее шести других заповедей - перед людьми (не убивай, не кради и др.).
Любопытно, что популярная книга Глеба Архангельского "Тайм-драйв: как успевать жить и работать" начинается с главы под названием "Отдых: как не превратиться в загнанную лошадь". Это правильно, потому что люди, которые изучают тайм-менеджмент, обычно очень активны и испытывают лишь недостаток времени. Поэтому им нужно прилагать сознательные усилия для ограничения своей активности: больше спать, почитать книгу, посмотреть фильм, побыть рядом с близкими.
Баланс активности и пассивности
Искусство жить заключается в правильном балансе активности и пассивности. Про этот баланс есть поговорка:
терпение и труд всё перетрут.
Терпение (пассивность) и труд (активность) вместе приводят к успеху.