Фильм показывает ряд социально-психологических экспериментов.
Вступление 00:07
Эффект ореола, установка (фотография одного человека) 10:10
Конформизм детей (пирамидки) 17:47
Конформизм детей (каша) 21:09
Конформизм взрослых (фотографии разных людей) 25:26
Конформизм взрослых (пирамидки) 35:45
Коллективизм школьников 41:58
Заключение 47:48
Эксперимент про коллективизм школьников вызывает у меня сомнения. Во-первых, поведение детей нелогично. Отдавать деньги на нужды класса, это на что конкретно? Во-вторых, нам почти ничего не показали, но ознакомили с результатами (80 % перешагнули через установку на эгоизм и проявили коллективизм). В-третьих, судя по ракурсам съёмки дети знали, что их снимают на видео с нескольких камер. Следовательно дети вели себя социально-ожидаемым образом, чтобы избежать наказания и порицания. В-четвёртых, в лекции 2010 года про этот фильм Валерия Мухина призналась, что содержание фильма частично подгонялось под требования советской идеологии и пропаганды. Например, эксперимент с пирамидками для взрослых был придуман специально, чтобы продемонстрировать сознательность советских людей, их способность противостоять давлению. Это показывало советское общество в более выгодном свете в сравнении с людьми буржуазных стран. Эксперименты Соломона Аша показали, что люди в капиталистических странах очень конформны. В-пятых, в ремейке 2010 года режиссёром Всеволодом Бродским были отображены те же самые эксперименты, за исключением эксперимента с тиром. То есть этот эксперимент не прошёл проверку, его результаты не были подтверждены независимыми исследователями.