Нарисованный ребёнок в очках и худи

Ошибки мотивации детей

Кирилл Карпенко

Что нужно детям?

Мотивы во многом определяют поведение человека. В основе мотивов лежат потребности. Абрахам Маслоу выделил такие: физиологические потребности, потребность в безопасности, потребность в любви и принадлежности, потребность в уважении, потребность в самоактуализации (полном развитии и применении своих талантов и способностей).

Стивен Кови формулировал базовые потребности схожим образом: жить, любить, учиться, оставить после себя наследие.

Давайте попробуем приложить эти идеи к конкретным проблемам в воспитании детей.

Не хочет учиться

Концепции Абрахама Маслоу и Стивена Кови утверждают, что обучение и развитие являются базовыми потребностями любого человека. Но на практике дети часто не хотят учиться. Неужели Маслоу и Кови ошиблись?

Вот мать ученика четвёртого класса жалуется, что ребёнок не хочет учиться, не понимает цели и важности обучения. Я спрашиваю у мальчика:

— Ты не хочешь учиться?

— Хочу.

— Ты не понимаешь, зачем учиться в школе?

— Понимаю.

— Зачем?

— Чтобы быть умным и образованным. Чтобы получить аттестат и поступить в хороший ВУЗ. Чтобы получить хорошую работу и зарабатывать деньги, — ответил он без пауз и наводящих вопросов с моей стороны.

Ребёнок не хотел ходить в школу, потому что его обижали другие ребята. Проблема была в буллинге. Но мать не хотела понимать эту проблему и даже спросила:

— Неужели это так важно?

Пришлось просить представить, что её на работе каждый день коллеги оскорбляют словами и действиями, пинают, плюют в неё, кидаю бумажки, игнорируют, не здороваются, подставляют, также есть риск, что побьют. Смогли бы вы работать эффективно в таких условиях или вообще работать?

Проблема не в том, что ребёнок не хочет учиться. Проблема в том, что взрослые не удовлетворили его потребность в безопасности, которая должна удовлетворятся в первую очередь.

Поведение определяется потребностями. Чтобы влиять на поведение, нужно понимать стоящую за ним потребность. Если поведение ребёнка кажется вам неадекватным, то сначала пройдитесь по чек-листу потребностей:

✓ сон;

✓ пища;

✓ одежда;

✓ кров;

✓ безопасность;

✓ принадлежность к группе;

✓ чувство, что ты любим;

✓ чувство собственного достоинства, уважение;

✓ самоактуализация, творчество.

Американский учитель Николас Феррони сформулировал важную закономерность: «Дети, которых любят дома, приходят в школу, чтобы учиться, а дети, которых не любят дома, приходят в школу, чтобы их любили». Иначе говоря, пока естественные потребности детей не будут удовлетворены, ничего хорошего мы не добьёмся.

Игнорирование базовых потребностей (физиологических потребностей, потребности в безопасности, потребности в принадлежности) – первая ошибка мотивации.

Дерзит учителю

Или вот ещё конкретная история. Ученик девятого класса конфликтует с учителем, не хочет выполнять задания надлежащим образом.

Обстоятельства следующие. Учителю 75 лет. Учитель не способен скрывать своего презрения к нынешней молодёжи и открыто заявляет ученикам, что современные школьники все глупые. На уроках большую часть времени учитель тратит на резонёрство – бесплодное мудрствование – не относящееся к учебным темам.

В чём здесь проблема? Ребёнок не хочет учиться? Нет, ребёнок хочет учиться. Просто не удовлетворена его потребность в уважении. Ещё не удовлетворена его потребность в обучении. Не считать же обучением пустое многословие пожилого человека.

Игнорирование высших потребностей (потребности в уважении, потребности в развитии, потребности в самоактуализации) – вторая ошибка мотивации.

Не помогает родителям

Третья ошибка: подавлять мотивацию.

Вот мать жалуется, что её четырнадцатилетняя дочь не хочет помогать по дому: ни постирать, ни ужин приготовить её не заставить. Уточняю:

— Она всегда такой была? Обычно маленькие дети очень энергичны и инициативны, хотят помогать родителям, хотят во всём участвовать и быть полезными.

— Да, вы правы: раньше она была другой. Однажды она сделала перестановку в комнате. Я пришла с работы уставшая, мне хотелось отдохнуть. А пыль под переставленной мебелью нужно было убирать. Я сильно разозлилась и наругала её за перестановку.

Одно из важнейших правил воспитания: сохранять желание детей быть полезными. Его не нужно создавать, не нужно «мотивировать» детей: они от рождения за всё хорошее.

Нередко родители активно заливают костёр водой, а потом удивляются, что он не горит, что сыро как-то. Чтобы костёр горел, нужно подкидывать в него сухих дров, а не заливать водой. Если вы наказываете ребёнка за его активность, то он привыкает быть пассивным и безразличным.

Когда ребёнок своей инициативой принёс больше вреда, чем пользы, нужно сначала похвалить его. Нужно сохранить его желание быть полезным, а потом тактично, деликатно, весело, позитивно подсказать, как в следующий раз сделать такое замечательное дело ещё лучше, быстрее, полезнее, качественнее.

Ничего не хочет

Четвёртая ошибка мотивации: создавать тепличные условия.

Мудрые родители дают своим детям всё, что нужно для выживания и развития, но не всё, что нужно для комфортной жизни.

Например, миллиардер Игорь Рыбаков считает, что «следует дать своим детям столько денег, чтобы они не бомжевали, но не столько денег, чтобы они могли жить и ничего не делать».

Например, один успешный бизнесмен установил для своих детей правило: родители дадут образование, первое (то есть скромное) жильё, первый (то есть скромный) автомобиль; после этого дети должны сами себя обеспечивать. А владелец Альфа-Банка Пётр Авен своему сыну даже автомобиль не купил, хотя сын очень просил.

Пётр Авен: "Когда мои дети росли, они были очень финансово ограниченны. Я им никогда денег не давал".

В обоих случаях родители настолько богатые люди, что могут не работать до конца жизни. Но дети с ранних лет понимают, что родительские деньги к ним отношения не имеют, что нужно прилагать усилия для удовлетворения своих потребностей.

Детей не нужно мотивировать на обучение, развитие и труд. Дети изначально много чего хотят и готовы много учиться, развиваться и трудиться для удовлетворения своих потребностей. Задача родителей заключается лишь в том, чтобы оставить эти потребности неудовлетворёнными. Уже взрослые сыновья Петра Авена стали материально независимыми людьми и делают успешные карьеры.

Но часто родительская любовь заставляет баловать детей, удовлетворять все их потребности. Ко мне однажды обратились родители с запросом: сын, 25 лет, не работает и не пытается найти работу. В ходе беседы выяснилось, что родители достаточно обеспеченные люди, поэтому их взрослый сын ездит на такси, когда ему нужно куда-то съездить. Возникает вопрос: а зачем ему работать? У него уже всё есть. Если же он устроится на работу и будет жить на свои доходы, то он будет жить хуже. Вряд ли он сможет найти настолько высокооплачиваемую работу, чтобы всегда ездить на такси.

Дефицит

Когда я рекомендую родителям перестать воевать с ребёнком по поводу учёбы и позволить ему делать, что он хочет, мне возражают, что четырнадцатилетний ребёнок хочет лишь гулять с друзьями и переписываться с ними через интернет, что если его не заставлять, то он не будет ходить в школу и ничего не будет делать по дому. После таких возражений я стал добавлять к своей рекомендации слова «в реальном мире»: пусть дети делают, что хотят, в реальном мире.

Как устроена реальность? Я тоже люблю гулять с друзьями и переписываться с ними по интернету. Это нормальное желание – здоровая мотивация. Чтобы переписываться с друзьями по интернету, нужен смартфон и интернет. Смартфон и интернет стоят денег. Деньги нужно заработать на работе. Следовательно, чтобы переписываться с друзьями по интернету, мне нужно ходить на работу и работать хорошо, чтобы меня не уволили.

Родители должны обеспечивать четырнадцатилетнему подростку смартфон и связь только при условии, что ребёнок усердно учится в школе. В средние века на Руси девочек венчали в 13 лет, а мальчиков – в 15. С этого времени они жили полноценной взрослой жизнью. А до 13-15 лет никакого детства не было. До вступления в брак дети оказывали посильную помощь родителям по хозяйству – работали. Современные дети старше 13 лет обеспечиваются родителями только по одной причине – получение общего образования.

Следовательно, если ребёнок в четырнадцать лет не хочет посещать школу, значит он должен ходить на работу. Есть только два варианта: школа или работа. Ещё смешанный вариант: и школа, и работа. Без образования ребёнку доступна лишь тяжёлая и низкооплачиваемая работа без перспектив карьерного роста. И найти эту работу ребёнок должен самостоятельно. Когда я предлагаю детям выбор между школой и работой, почти все дети выбирают школу.

Варианта – только развлекаться – в природе не существует. Если ребёнок не хочет ни учиться, ни работать, значит родители внушили ребёнку, что так можно, значит родители создали нереалистичные, тепличные условия.

Я не говорю, что с детьми нужно устанавливать какие-то жёсткие товарно-денежные отношения. Нет, с детьми внутри семьи нужно устанавливать отношения любви, заботы и поддержки. Речь лишь о том, чтобы воспитать в детях сильную трудовую этику. Дети должны понимать, что все блага кем-то создаются и кем-то зарабатываются тяжёлым трудом. Дети должны ценить всё, что имеют. Для них должно быть нормой много и усердно трудиться/учиться.

Если случай настолько запущенный, что ребёнок хочет лишь развлекаться, то нужно проводить шоковую терапию. Не нужно с ним спорить и воевать. Просто перестаньте удовлетворять некоторые его потребности. Пусть деньги на счету телефона закончатся. Пусть вся вкусная еда пропадёт: останется лишь овсянка, морковь, капуста, хлеб и яйцо. Нужно создать условия, когда ребёнок сам будет вынужден прийти к родителям с просьбами удовлетворить его потребности. В этот момент можно поговорить с ним: с теплотой, сочувствием и грустью объяснить, как устроен мир. Рассказать, что смартфоны не растут на деревьях. Что почти все люди в мире почти всё своё время тратят на добывание пропитания и других благ. Что перед каждой семьёй стоит две задачи: выжить и жить хорошо. Что все члены семьи должны вносить свой вклад в выживание и благополучие семьи. Что вклад детей – это обучение. Что мир суров и жизнь трудна, но это не родители придумали, – просто так устроен мир. Если ребёнок и не учится, и не работает, то он нарушает закон природы и ставит под угрозу выживание и благополучие семьи. Исчезновение некоторых благ – это естественное следствие. Если все члены семьи перестанут работать и учиться, то семья будет голодать.

Американский учитель Рон Кларк однажды поощрил лучших учеников месяца поездкой на матч NBA. Поездка включала себя, помимо игры, встречу со спортсменами и ночевку в хорошем отеле. Лучших учеников следующего месяца он хотел поощрить походом в местный боулинг клуб. Однако разница в масштабе этих двух мероприятий очевидна. И дети выразили своё недовольство тем, что поощрение в прошлом месяце было гораздо лучше. В ответ на это недовольство Рон Кларк отменил поход в боулинг-клуб и оставил их вообще безо всякого поощрения. После этого случая жалоб на качество поощрений Рону Кларку больше не поступало. Если дети воротят нос от боулинг-клуба, значит, у них слишком много развлечений. Следовательно, нужно уменьшить количество развлечений. Не нужно упрекать детей: это не их вина, это ошибка взрослых.

Дети должны жить в некотором дефиците, чтобы иметь естественные желания, радоваться благам, которые им доступны, быть благодарными людям, которые о них заботятся, и хотеть внести свой вклад в благополучие семьи и общества.

Дополнительные материалы

Мотив и стимул.

Мотив и стимул (кратко).

Нюансы учебной мотивации.

Прогулы школы: как мотивировать ребёнка.


Материал опубликован:

  1. книга "Записки школьного психолога: для родителей";
  2. Учительская газета. – 2022. – № 31.