Cоздать семью могут два любых человека,
если только у них есть желание,
и они не имеют выраженных физических и нравственных дефектов.
Козлов Н. И.
В некоторых странах детей с первого класса учат основам семейной жизни. В России подобный опыт тоже есть: в общеобразовательных школах в 1980-х годах был курс «Этика и психология семейной жизни». Но сегодня систематической работы в этом направлении не ведётся.
Нужно заметить, что в вопросах этики семейной жизни среди психологов нет единства. Так один психотерапевт заявил, что «изменять – это нормально». К таким выводам он пришёл исходя из статистически установленного факта измен многими супругами.
Однако, в вопросах нравственности количественный подход не всегда уместен. Ещё Христос в Нагорной проповеди обратил на это внимание:
Входите тесными воротами, потому что широки ворота и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны ворота и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.
Гражданский брак тоже вызывает много споров: некоторые называют гражданский брак развратом, некоторые — более продвинутой формой семейной жизни, нежели традиционный, заверенный печатью. В данной статье я не претендую на то, что моя позиция является единственно верной. Я лишь пытаюсь, сколько возможно обоснованно проанализировать рассматриваемое явление.
Под «гражданским браком» здесь я понимаю сожительство, хотя это не совсем правильно, поскольку исторически гражданский брак – это брак, зарегистрированный в уполномоченном на то государством органе, и возник он как альтернатива церковному браку. То есть гражданский брак заключается у чиновника, а религиозный у священника.
Неуверенность
Один из главных аргументов сторонников гражданского брака заключается в том, что такая форма совместной жизни позволяет попробовать взаимоотношения с человеком без официального их оформления. А это в случае неудачно сложившихся обстоятельств позволит прервать эти самые отношения без лишних юридических хлопот. Вроде бы логично. Ведь люди встречаются, люди расходятся. Зачем осложнять себе жизнь?
Чтобы взглянуть на эту ситуацию с другой стороны, представим себе боксёра, идущего на ринг с мыслью: «Если пропущу пару ударов — сразу сдамся». Есть у такого спортсмена шансы на победу? Нет: крайне редко бывает поединок в котором один из боксёров не получит ни одного удара. Боец с такой установкой обречён на поражение. Установка на гражданский брак аналогична: «Если наши отношения не сложатся — сразу разбежимся, даже госпошлину за развод платить не нужно». Причём если в боксе гладкие бои, наверное, бывают, то отношения мужчины и женщины безоблачными не бывают никогда. Конфликтов, сложностей взаимопонимания, усталости, финансовых проблем, болезней избежать нельзя, с чем-то из этого списка сталкиваются все пары. Таким образом, для личности сторонников гражданского брака характерна неуверенность в своих силах.
Мотивация избегания неудач
Вторая черта — это мотивация избегания неудач. Поведение людей определяется двумя противоположными типами мотивации: избегание неудач и достижение успеха. На первый взгляд фундаментальное различие этих видов мотивации не очевидно, ведь и то и другое хорошо. Но когда речь идёт о факторах, определяющих активность человека, его целях и способах их достижения, мотивация на успех или избегание неудач имеет решающее значение. Яркий пример подобной разницы есть в фильме «Храброе сердце». Перед первым крупным сражением с англичанами шотландцы выстроились на поле, но увидев огромную армию противника стали стихийно расходиться по домам. Пришедшему Уильяму Уоллесу они объяснили, что это позволит им избежать смерти (т. е. избежать неудачи). Уоллесу же удалось убедить их остаться, принять бой, возможно, погибнуть, но погибнуть свободными (т. е. добиться успеха). Шотландцы остались на поле, приняли бой и победили.
Вступление в брак — это, безусловно, одно из самых важных, стрессовых событий в жизни. И здесь, как и перед сражением, нужна решимость, готовность рискнуть, желание идти до конца, то есть мотивация достижения успеха. Чтобы отношения между мужчиной и женщиной завершились успешно, нужно верить в себя и своего избранника, верить, что всё получится, верить в свои способности конструктивно решать возникающие проблемы.
В 1985 году в журнале “Psychology Today” были опубликованы результаты исследования, в котором изучались успешные пары, прожившие в браке более 15 лет. Интересно отметить, что у мужчин и женщин семь наиболее важных причин продолжительности совместного проживания совпадают:
- Он(а) является моим лучшим другом.
- Он(а) мне нравится как личность.
- Брак — это долгосрочное обязательство.
- Брак священен.
- У нас общие цели и задачи.
- Он(а) со временем становится все интереснее.
- Я хочу, чтобы наши отношения развивались успешно.
Как видим, среди главных причин успешного брака три (3, 4 и 7) напрямую связаны с установкой на успех отношений, что прямо противоположно установке сторонников гражданского брака на избегание неудач.
Чтобы не отходить от боксёрской аналогии, вспомним слова Кости Цзю: «Я готов был умереть на ринге». Это созвучно словам клятвы, которую дают жених и невеста во время венчания в Соединённых Штатах Америки: «Мы будем вместе пока смерть не разлучит нас».
Конечно, не стоит эту идею доводить до абсурда. Люди, стремящиеся к пожизненным отношениям, имеют право на развод. Даже Иисус Христос признавал право на развод в случае супружеской измены. К этому можно добавить случаи, когда супруг или супруга пристрастились к алкоголю или наркотикам. Но это крайние случаи, в которых семья фактически распадается, а развод только оформляет этот распад. Тот же Костя Цзю, несмотря на свою готовность умереть на ринге, в одном из последних боёв сдался. Но прежде, чем сдаться, он бился за победу десять тяжелейших раундов и, только исчерпав все возможности и силы, признал своё поражение. Так и супруги, потратившие годы на создание, сохранение или возрождение счастливой семьи или просто приемлемой доброжелательной атмосферы в доме, исчерпав все возможности, имеют и моральное, и юридическое право расписаться в своём поражении.
Внешний локус контроля
Вероятно, в гражданский брак вступают преимущественно люди с внешним локусом контроля. Это понятие отражает склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам.
С другой стороны, для людей с внутренним локусом контроля характерна склонность считать ответственным за результаты своей деятельности свои собственные способности и усилия. Многочисленные исследования показали, что люди, обладающие внутренним локусом контроля, более уверенны в себе, последовательны и настойчивы в достижении поставленной цели, склонны к самоанализу, уравновешенны, общительны, доброжелательны и независимы. Склонность к внешнему локусу контроля, напротив, связана с такими чертами, как неуверенность в своих способностях, неуравновешенность, стремление отложить реализацию своих намерений на неопределённый срок, тревожность, подозрительность, конформность и агрессивность.
Внешними силами, несущими ответственность за происходящее с человеком могут быть самые разные явления: бог, звёзды, судьба, правительство, страна рождения и проживания, семья, экономическая ситуация и всё, на что фантазии хватит. Когда речь идёт о взаимоотношениях мужчины и женщины, такой внешней силой зачастую выступает любовь. Любовь в том понимании, в котором её представляют себе в современной западной цивилизации (в том числе и в России), как сильное чувство, страсть, неподконтрольную воле человека. Чрезвычайно широко распространено мнение, что любить очень легко, нужно лишь встретить достойного любви человека, и любовь будет бить мощным ключом безо всяких усилий. То есть проблема любви видится во внешних по отношению к человеку обстоятельствах, она зависит от объекта любви.
Однако, это тупиковое представление о любви. Очевидно, что любовь требует интереса к объекту любви, уважение к нему и заботы о нём. Любовь подразумевает постоянную сосредоточенность, терпение и самодисциплину: если она зависит от настроения, спонтанных чувств и сиюминутных желаний, то это не любовь. Любовь — это в первую очередь акт воли, способность самого человека, это определённый вид деятельности, почти полностью зависящий от самого субъекта. Подробно этот взгляд на любовь описан в книге Эриха Фромма «Искусство любить».
Легкомыслие и скупость
Другая характерная особенность людей, предпочитающих гражданский брак: легкомыслие. Это особенно очевидно, если вспомнить о праве наследования. Согласно существующим нормам права признаётся только брак, зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния (статья 1 Семейного кодекса РФ). Соответственно в случае смерти одного из гражданских супругов оставшийся партнёр не может претендовать на наследование собственности усопшего. И суду абсолютно не интересно насколько они были счастливы и как долго прожили вместе.
Хотя в большинстве случаев именно понимание того, что имущество, совместно нажитое в браке, является общей собственностью супругов и при разводе делится поровну, и является причиной избегания официального брака. Доходящая до скупости расчётливость является одним из важнейших мотивов гражданского брака.
Неуважение к своей фамилии
Ещё одна черта личности людей, живущих гражданским браком, связанная с легкомыслием: неуважение к своей фамилии, семье, роду. По закону ребёнок, родившийся у незамужней женщины, автоматически получает фамилию матери (статья 51 Семейного кодекса РФ). Есть, конечно, семьи, в которых и муж и дети осознанно берут фамилию матери, например, из эстетических соображений (Пупков становится Меньшиковым). Но сейчас не редкость отсутствие официального отца у ребёнка: мужчинам всё равно, какая фамилия будет у их детей. Молодёжь редко может рассказать о своей родословной дальше дедушки и бабушки. И им не интересно знать откуда они взялись, что перенесли их потомки, чтобы дать возможность жить им.
Я не сторонник традиционной родовой, клановой организации общества. Не стоит путать любовь к своей семье, роду, уважение и гордость за свою фамилию с корпоративизмом, выражающемся в готовности пренебречь интересами других коллективов ради выгод своей группы. Равно как не стоит путать патриотизм, являющийся любовью к родине, с национализмом, выражающим презрение и ненависть к другим народам. Понимание себя как звена в цепи поколений позволяет человеку чувствовать себя уверенней. Это же делает нас более ответственными, потому что мы задумываемся, как нас будут вспоминать и оценивать потомки.
Любопытно, что в отношениях Анны Карениной и Алексея Вронского именно фамилия детей была камнем преткновения. В беседе с подругой Анны Вронский признался, что его беспокоит больше всего:
Моя дочь по закону — не моя дочь, а Каренина. Я не хочу этого обмана! ... И завтра родится сын, мой сын, и он по закону — Каренин, он не наследник ни моего имени, ни моего состояния, и как бы мы счастливы ни были в семье и сколько бы у нас ни было детей, между мною и ими нет связи. Они Каренины. Вы поймите тягость и ужас этого положения!
Любовник и гражданский муж Карениной не лишён недостатков, однако это достойный, благородный, честный мужчина, о котором может мечтать любая женщина. Ради Анны он пожертвовал карьерой, столичной жизнью, расположением семьи. Этим он доказал, что ребёнок и Анна являются для него самым главным. Но смириться с тем, что его дети, ради которых он готов на всё, будут носить фамилию другого мужчины, он, как и любой хоть сколько-нибудь уважающий себя человек, не мог.
В романе Марио Пьюзо «Крёстный отец» также есть яркий пример отношения настоящего мужчины к фамилии: дон Вито Карлионе, усыновив мальчика немецко-ирландского происхождения, который стал братом его родным сыновьям, сохранил ему прежнюю фамилию, объяснив своё решение, тем, что смена фамилии была бы несправедливостью по отношению к его родителям.
Кто виноват?
Чрезвычайно широко распространено убеждение, что мужчины более склонны к гражданскому браку, больше ценят свою свободу, нежели женщины. Однако имеющиеся данные заставляют в этом усомниться. Известно, что большая часть разводов совершается по инициативе женщин. В то же время разведённые мужчины вступают в повторный брак чаще, чем женщины, по некоторым данным в 3 раза. Иначе говоря, мужчины более тяготеют к жизни в браке, чем женщины.
Психотерапевтическая и консультативная практика также показывает, что значительная часть женщин в глубине души боятся связывать себя серьёзными обязательствами. Такие девушки обычно заявляют, что больше всего на свете они хотели бы выйти замуж. Но на деле годами встречаются или живут с мужчинами, которые категорически против штампа в паспорте. В этом случае женщины с лёгкостью перекладывают ответственность на мужчин: «Я мечтаю выйти замуж, но он не хочет». Хотя на самом деле их партнёры делают то, чего хотят сами женщины.
Другой вариант психологической защиты и самооправдания состоит в том, что нет достойных мужчин: один зарабатывает мало, другой слишком старый, третий курит и т. д. и т. п. Встречаться и жить с такими мужчинами можно, но в мужья они не годятся. Поскольку с принцами действительно ситуация напряжённая, эта рационализация позволяет оправдывать свою позицию. Женщины же, которым в ходе консультативной работы удаётся разобраться со своими скрытыми установками и выработать более реалистичное отношение к браку, с лёгкостью удаётся выйти замуж. Причём зачастую за своих же гражданских мужей, якобы категорически не желающих идти в ЗАГС. Но в ситуации ультиматума: расставание или штамп в паспорт, – они «неожиданно» соглашаются на официальное оформление отношений.
Резюме
Как-то по-дурацки жизнь прошла. Всё пыжился чего-то. Всё казалось не живу, а так: черновик пишу, ещё успею набело. ... А сейчас оглянулся: ни жены, ни детей, да что там, друзей-то настоящих и-то не нажил.
Х/ф "Москва слезам не верит" (Владимир Меньшов, 1979).
Таким образом, с гражданским браком связан целый комплекс отрицательных психологических свойств: неуверенность в себе, мотивация избегания неудач, внешний локус контроля, легкомыслие и неуважение к фамилии. Все эти черты могут отрицательно сказываться на душевном благополучии человека и на успешности в семейной жизни. Причём подобные установки характерны для женщин не менее, чем для мужчин.
Носители таких качеств могут оказаться в такой же ситуации, как персонаж знаменитого фильма по имени Рудольф (а может, Родион: он так боялся неудачи, что отрекался даже от своего ребёнка и своего имени). Оглядываясь на прожитую жизнь, он признался, что как будто писал в черновик, надеясь потом переписать в чистовик. Половина жизненного пути пройдена, а переписывать на бело нечего. Нужно писать сразу в чистовик, может, с ошибками, помарками, невыполненным домашним заданием, но в чистовик, ведь жизнь коротка: второй шанс никто не обещает.