Мышление плохим не бывает
Выражение «клиповое мышление» последние годы на слуху. Я решил разобраться, что это за новый вид мышления, и выяснил, что его не существует: это псевдонаучное понятие.
Нет определения
Такой радикальный вывод можно сделать хотя бы потому, что не существует внятного определения понятия «клиповое мышление». Все определения, которые я нашёл, бессмысленные, с точки зрения профессионального психолога.
И это признают даже сторонники теории «клипового мышления». Например, доктор психологических наук Чиркова Т. И. в статье «Проблема преодоления клипового сознания молодёжи в профессиональной подготовке психологов на уровне бакалавриата» ([Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Том 8. № 1) пишет:
«общепризнанного определения понятия «клиповое сознание», отвечающего требованиям достаточности и необходимости раскрытия его сущности, отличительных характеристик пока нет.
Систематизация позитивных и негативных особенностей клипового сознания в целом пока ещё не представляется возможной, поскольку в его описании не разведены закономерные взаимосвязи и причинные основы. Не выделены достаточные и необходимые структурные компоненты, чтобы отнести его к статусу научных понятий».
При этом Чиркова Т. И. каким-то непостижимым образом смогла выявить «клиповое сознание» у студентов-бакалавров. Хотя перед этим призналась, что не может объяснить, что такое «клиповое сознание». Если у вас нет определения понятия, то у вас не может быть и инструмента для его измерения.
Поскольку нет внятного определения понятия «клиповое мышление», в качестве его синонима нередко используются фразы «клиповое сознание» и «клиповое восприятие». Вообще-то употреблять их как синонимы некорректно, потому что «мышление», «сознание» и «восприятие» – это принципиально разные психологические категории. Но поскольку не существует чёткого определения ни одного из указанных «клиповых» понятий, их можно использовать как синонимы, потому что каждое из них всё равно ничего не обозначает.
Явление
Вот пример определения от кандидата психологических наук Е. В. Бахадовой:
«Клиповое мышление – это современный социально-психологический феномен, ставший предметом изучения философов, социологов, психологов, лингвистов, педагогов, это когнитивное явление, появившееся в результате влияния информационного пространства на человека».
Это определение настолько широкое, что не даёт нам никакого представления о «клиповом мышлении». Оно подходит и для других видов мышления и даже для других психических процессов, например эмоций, которые можно назвать и когнитивными явлениями, и социально-психологическими феноменами.
Представляю себе диалог с автором этого определения:
— Что такое «клиповое мышление»?
— Это то, что изучают философы.
— А что изучают философы?
— Они изучают «клиповое мышление».
— А что такое «клиповое мышление»?
— Это то, что изучают философы.
Абстракция
Когда речь идёт об абстрактных понятиях, у них обязательно должно быть определение. Потому что определение — это единственная форма, в которой мы можем взаимодействовать с абстрактным явлением.
Когда речь идёт о феноменах, доступных органам чувств или регистрируемых с помощью приборов, то можно обойтись без определения и даже без названия этого явления. В этих случаях мы можем сказать, что мы не знаем, как называется эта штука и что она из себя представляет, но мы можем вам её показать: вот она здесь стоит, можете её потрогать, посмотреть на неё.
Абстрактные понятия мы не можем показать, поэтому мы вынуждены давать им чёткие определения. Если же мы не можем дать такое определение, то у нас отсутствует предмет разговора.
Местный колорит
Важно отметить, что разговоры про «клиповое мышление» — это сугубо российский феномен.
Поисковая система «Академия Google» (scholar.google.ru) по запросу на русском языке – «клиповое мышление» – выдаёт множество статей на эту тему. По запросу на английском языке – «clip thinking» – система тоже выдаёт много материалов. Но в фамилиях авторов и местах работы легко узнаётся российское происхождение. Вот, например, первые три автора:
Tatiana Volkodav, Kuban State University, Russia;
Tatiana Semenovskikh, Tyumen State University, Russia;
Martynova O.V., FSBEI of HE Krasnoyarsk State Agrarian University.
И статьи эти размещены в основном на российских сайтах вроде elibrary.ru или aspvestnik.ru.
Вполне понятно, почему псевдонаучное понятие «клиповое мышление» не выходит за пределы российской общественности. Если вы даже на русском языке не можете объяснить, что это такое, то как вы это объясните на иностранном?
К сожалению, проблема не только в бессмысленности фразы «клиповое мышление», но она к тому же приносит много вреда.
Эйджизм
В статье «Миф подросткового возраста» я подробно писал об активном распространении психологами негативных предубеждений о подростках, которые ни на чём не основаны. Это называется «эйджизм» – дискриминация по возрастному признаку. Понятие «эйджизм» описывает стереотипы (что мы думаем), предрассудки (что мы чувствуем) и дискриминацию (как мы действуем) по отношению к другим людям и самим себе на основании возраста.
«Клиповом мышление» описывается как негативный феномен, который относится исключительно к детям и молодёжи, следовательно это одно из проявлений эйджистских стереотипов.
Чиркова Т. И. в упомянутой статье описывает недостатки «клипового мышления»:
«Первоначально термин «клиповое» использовался при характеристиках особенностей познавательной сферы молодёжи и оценивался однозначно как негативное явление, с которым надо бороться, противопоставляя его мышлению, которое было принято называть текстовым. Многие авторы отмечают, что в клиповых формах когнитивной сферы отражение свойств объектов происходит без связей между ними, поэтому оно характеризуется как фрагментарное, поверхностное. При этом указывается, что обладатели клипового мышления не могут работать с семиотическими сложными структурами, не могут длительное время сосредотачиваться; у них значительно снижен уровень критического анализа; им затруднительно делать обобщения, рассуждать, формировать выводы, умозаключения на основе объединения каких-то фактов. В их сознании доминирует «склеивание» разрозненных частей без тщательного предварительного анализа; память становится в большей мере кратковременной. Скорость восприятия образов без акцентирования деталей обедняет глубину их понимания. В контексте личностного развития отмечается, что у представителей клипового сознания ослаблено чувство сопереживания и рефлексии.
В сфере образования негативные характеристики клиповых форм когнитивной сферы анализируются как угроза разрушения сознания человека «читающего». Некоторые авторы считают, что под влиянием клипового сознания снижается интерес к обучению, формированию смысловых связей, самокритичность, появляется поверхностность в оценке происходящих событий. Учителя отмечают, что сочинения современные старшеклассники стали писать лучше, а вот изложения, требующие точного использования текстовой информации, – хуже».
То есть «клиповое мышление» описывается как синдром, включающий в себя симптомы нескольких болезней: шизофрении, деменции, синдрома дефицита внимания, амнезии и психопатии. Всё это напоминает слова из песни Цоя:
Мама, мы все тяжело больны,
Мама, я знаю, мы все сошли с ума.
Образование
Также идея «клипового мышления» наносит вред тем, что отвлекает внимание от реальных недостатков системы образования перенаправляя его на мнимые дефекты учеников.
Давайте представим человека. Это может быть наш современник или человек живший тысячу или даже сто тысяч лет назад. Он смотрит по сторонам и делает разумное умозаключение, что Земля плоская. Потом он смотрит на небо: видит, как Солнце восходит и заходит. И делает ещё одно логичное умозаключение: Земля центр мира, Солнце вращается вокруг Земли.
Я характеризую ситуацию так: с человеком и его мышлением всё в порядке, но он не образован, он не изучал астрономию, поэтому имеет неверное представление об устройстве солнечной системы. Чтобы он имел правильное понимание, его нужно обучать.
То есть проблема не в человеке, а в обществе, в котором он родился. Это общество либо не имеет системы образования, либо система образования настолько плохая, что на выходе выдаёт учеников, считающих, что Земля плоская.
Следовательно, решение проблемы: создать систему образования либо улучшить существующую систему образования, повысить качество обучения.
Сторонники теории «клипового мышления» характеризуют ситуацию так: у человека неверное представление об устройстве солнечной системы, потому что он не видит целостную картину, он видит только часть (фрагмент, клип), что свидетельствует о «клиповом» характере его мышления.
То есть проблема с точки зрения теории «клипового мышления» не в обществе и не в системе образования, а в самом человеке: у него дефектное сознание.
Следовательно, решение проблемы с точки зрения теории «клипового мышления»: будем писать ещё больше статей про это ужасное «клиповое мышление», чтобы не осталось времени на вопросы о качестве обучения.
Педагог
Статьи про «клиповое мышление» пишут в основном вузовские преподаватели, которые обязаны обеспечить развитие понятийного мышления у студентов. Но они вместо того, чтобы хорошо делать свою работу, снимают с себя ответственность и перекладывают её на студентов.
Вот типичный пример такой позиции. Л. Б. Аксенов, доктор технических наук, профессор СПб ГПУ, на основе многолетней работы со студентами пришёл к выводу:
«основные черты клипового мышления, проявляющегося у представителей современной молодёжи, вытесняют и замещают логическое мышление, к которому приспособлены традиционные процессы обучения, и оказывает существенное влияние на эффективность процесса обучения».
По мнения Л. Б. Аксенова, процессы обучения приспособлены к логическому мышлению. То есть логическое мышление отдельно и процессы обучения отдельно.
На самом деле процессы обучения должны развивать логическое мышление. Процесс обучения – это и есть основной способ развития логического мышления. Логическое мышление развивается внутри процесса обучения.
Мышление всегда развивается на каком-то конкретном предметном материале. Мышление не может развиваться в вакууме на основе пустоты. Поэтому в школах и ВУЗах нет отдельных предметов по развитию мышления. А когда психологи занимаются развитием мышления, они всегда используют какие-то конкретные явления, например, геометрические фигуры: что соответствует предметной области геометрия.
Логическое мышление – это метапредметный результат образования. То есть нет отдельного предмета, развивающего логическое мышление, но все предметы должны обеспечить его развитие. Каждый педагог несёт ответственность за развитие логического мышление учеников.
С точки зрения Л. Б. Аксенова, к нему уже должны прийти студенты с развитым логическим мышлением. Но если это так, тогда зачем нужен сам преподаватель Л. Б. Аксенов? Тридцать лет назад он нужен был, чтобы передавать знания. Сегодня знания можно получить через интернет. Единственная причина, для чего студентам нужно посещать его занятия, чтобы он развивал их понятийное мышление.
Слова Л. Б. Аксенова напомнили мне анекдот:
Запись в дневнике: «Ваш ребёнок ничего не знает!!!»
Ответ отца: «Да, именно поэтому я отправил его в школу».
Можно перефразировать анекдот в контексте нашей темы:
— У студентов не развито логическое мышление!!!
— Да, именно поэтому мы отправили их в ВУЗ.
Обязательным элементом работы педагога является позитивное отношение к ученикам. Я как педагог обязан верить в духовный и интеллектуальный потенциал учеников. Раскрытие этого потенциала является зоной моей ответственности. Если у учеников плохо развито логическое мышление, значит я плохо работаю, значит проблема во мне.
Материал опубликован: