Мотивы и факторы суицидального поведения подростков
Featured

Мотивы и факторы суицидального поведения подростков

Мотивы суицидального поведения

обида, чувство одиночества, отчуждённости и непонимания;

действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделённое чувство и ревность;

 переживания по поводу смерти, развода или ухода родителей из семьи;

 чувства вины, стыда, оскорблённого самолюбия, самообвинения;

 страх позора, насмешек или унижения;

 любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность;

 чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство;

 желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации;

 страх наказания, нежелание извиниться;

 сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов, публикаций в СМИ ("синдром Вертера"),

У детей трудно дифференцировать истинные стремления ухода из жизни от демонстративных попыток, нацеленных на получение любви, внимания, преимуществ, льгот, желаемых вещей.

Суициды у детей и подростков, в отличие от взрослых, могут быть спровоцированы незначительными событиями в жизни.

Факторы суицидального поведения

Изучение причин и условий, при которых дети и подростки заканчивали жизнь самоубийством, позволило выявить ряд факторов, сопутствующих этому чрезвычайному происшествию. К ним относятся:

1. Условия семейного воспитания:

 отсутствие отца в раннем детстве;

 матриархальный стиль отношений в семье;

 воспитание в семье, где есть люди, страдающие алкоголизмом или психическими заболеваниями;

 отверженность в детстве;

 воспитание в семье, где были случаи самоубийства и т. д.

2. Стиль жизни и деятельности:

 особенная выраженность определенных черт характера;

 употребление алкоголя и наркотиков;

 наличие суицидальных попыток ранее;

совершение уголовно наказуемого поступка.

3. Взаимоотношения с окружающими людьми:

 изоляция из социума, потеря социального статуса (исключение из школы, другого учебного заведения);

 расставание с девушкой/парнем;

 затруднённая адаптация к деятельности и др.

4. Недостатки физического развития (заикание, картавость и др.).

5. Хронические заболевания.

Знание и учёт перечисленных факторов риска крайне необходимы, так как они позволяют выявить лиц с повышенным риском суицида. Наиболее точным, но и наиболее трудным методом изучения личности является наблюдение. Эффективность его значительно возрастает, если оно ведётся систематически и целенаправленно.

Дополнительные материалы

Поведенческие признаки суицидального поведения подростков.

Как родителям вести себя с суицидальным подростком.

Предрассудки и факты о суициде.

Как не допустить суицид у подростка: памятка для родителей.

Самоубийство ребёнка.

ВОЗ: Что делать, если кто-то из ваших знакомых думает о самоубийстве?


Источник: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Центр защиты прав и интересов детей" // "Методические рекомендации для педагогов-психологов и социальных педагогов по работе с родителями обучающихся образовательных организаций по проведению профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к суицидальному поведению".