Мотивы суицидального поведения
✔ обида, чувство одиночества, отчуждённости и непонимания;
✔ действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделённое чувство и ревность;
✔ переживания по поводу смерти, развода или ухода родителей из семьи;
✔ чувства вины, стыда, оскорблённого самолюбия, самообвинения;
✔ страх позора, насмешек или унижения;
✔ любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность;
✔ чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство;
✔ желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации;
✔ страх наказания, нежелание извиниться;
✔ сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов, публикаций в СМИ ("синдром Вертера"),
У детей трудно дифференцировать истинные стремления ухода из жизни от демонстративных попыток, нацеленных на получение любви, внимания, преимуществ, льгот, желаемых вещей.
Суициды у детей и подростков, в отличие от взрослых, могут быть спровоцированы незначительными событиями в жизни.
Факторы суицидального поведения
Изучение причин и условий, при которых дети и подростки заканчивали жизнь самоубийством, позволило выявить ряд факторов, сопутствующих этому чрезвычайному происшествию. К ним относятся:
1. Условия семейного воспитания:
✔ отсутствие отца в раннем детстве;
✔ матриархальный стиль отношений в семье;
✔ воспитание в семье, где есть люди, страдающие алкоголизмом или психическими заболеваниями;
✔ отверженность в детстве;
✔ воспитание в семье, где были случаи самоубийства и т. д.
2. Стиль жизни и деятельности:
✔ особенная выраженность определенных черт характера;
✔ употребление алкоголя и наркотиков;
✔ наличие суицидальных попыток ранее;
✔ совершение уголовно наказуемого поступка.
3. Взаимоотношения с окружающими людьми:
✔ изоляция из социума, потеря социального статуса (исключение из школы, другого учебного заведения);
✔ расставание с девушкой/парнем;
✔ затруднённая адаптация к деятельности и др.
4. Недостатки физического развития (заикание, картавость и др.).
5. Хронические заболевания.
Знание и учёт перечисленных факторов риска крайне необходимы, так как они позволяют выявить лиц с повышенным риском суицида. Наиболее точным, но и наиболее трудным методом изучения личности является наблюдение. Эффективность его значительно возрастает, если оно ведётся систематически и целенаправленно.
Дополнительные материалы
Поведенческие признаки суицидального поведения подростков.
Как родителям вести себя с суицидальным подростком.
Предрассудки и факты о суициде.
Как не допустить суицид у подростка: памятка для родителей.
ВОЗ: Что делать, если кто-то из ваших знакомых думает о самоубийстве?
Источник: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Центр защиты прав и интересов детей" // "Методические рекомендации для педагогов-психологов и социальных педагогов по работе с родителями обучающихся образовательных организаций по проведению профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к суицидальному поведению".