В книге "7 навыков высокоэффективных людей" Стивен Кови определяет зрелость как баланс мужества и чуткости (the balance between courage and consideration) и пишет следующее:
Если человек способен мужественно выражать свои чувства и убеждения и одновременно быть чутким к чувствам и убеждениям собеседника, в особенности если тема представляет большую важность для обеих сторон, то этот человек – зрелый.
Многие люди обладают дихотомическим мышлением – в терминах "или-или". Они считают, что приятный человек не может быть жёстким. Однако парадигма "Выиграл/ Выиграл" является приятной... и жёсткой одновременно! Она вдвое жёстче парадигмы "Выиграл/Проиграл". Если вы хотите следовать установке "Выиграл/Выиграл", то вам надо быть не только приятным, но и мужественным. Нужно не только сочувствовать другим, но и быть уверенным в себе. Нужно быть не только чутким и внимательным, но и смелым. Достижение этого баланса между мужеством и чуткостью является сутью истинной зрелости и основой принципа "Выиграл/Выиграл".
Для менталитета "Выиграл/Выиграл" существенно необходимы большое мужество и большая чуткость одновременно. Такой баланс является свидетельством истинной зрелости. Обладая им, я способен слушать, сопереживать и понимать, но в то же время я могу мужественно отстаивать свою точку зрения.
Далее примеры баланса мужества и чуткости из художественных произведений и реальной жизни.
Пример. Георгий Жуков
В художественном фильме Сергея Урсуляка "Ликвидация" в 12 серии командующий Одесским военным округом Георгий Жуков беседует с начальником военной контрразведки округа:
— Ты что с ума сошёл, Чусов? Преступник сидит у тебя под носом, а ты с ним играться собираешься? Да арестовать его и вытрясти как грушу.
— Не рационально, товарищ маршал.
— Как-как? Ты вообще понимаешь, что ты мне предлагаешь?
— Понимаю. Но, повторяю, арестовывать сейчас не рационально. Хотя я согласен: риск есть.
— Ха! Риск! Это, брат, не риск. Это ... Если сорвётся, голову свернут и тебе, и мне.
— Я это очень хорошо понимаю, товарищ маршал.
— Ну, если понимаешь, тогда объясняй, что рационально, что не рационально.
— Повторяю: задача этой операции накрыть всех разом. Всех. Понимаете, товарищ маршал?
— Понимаю. Задачу понимаю. А решение: не убедил.
— Разрешите идти?
— Не разрешаю! Чего вскочил?! Убеждай! Я же не идиот! Убеждай!!!
— Хорошо. Ещё раз по-порядку. Мы имеем хорошо построенную мощную организацию противника. Это факт номер один. Во главе стоит немецкий агент по кличке Академик. Это второй факт.
Пример. Баурджан Момыш-улы
8 декабря 1943 года Баурджан Момыш-улы выступал на вечере Союза писателей СССР в Москве. В своём выступлении он рассказал о сотрудничестве с писателем Александром Беком во время работы над повестью "Волоколамское шоссе":
Товарищ Бек бьёт в романтику, я в реализм, и до сих пор мы не договорились. Если вы будете и в дальнейшем продолжать говорить о романтике, нам с вами не по пути, так как вы сочли необходимым заявить, что вы не хотите быть рабом мышления — моим рабом, я должен сказать, что я также не хочу быть вашим рабом — рабом романтики. Или мы совсем не договоримся с вами, или вы будете на пятьдесят процентов рабом, я могу баш на баш согласиться.
Мне очень неловко, когда выступавшие здесь назвали меня автором. Основным автором является Александр Альфредович. Некоторые здесь опасались личного раздора; когда говорят о личном раздоре, меня это просто оскорбляет. Раздора личного быть не может, может быть лишь раздор творческий. И это неплохо... Книга будет рождаться в борьбе. Я не сдамся ему и ему не рекомендую сдаваться.
Об отношениях. Я в нашей совместной литературной работе не вмешиваюсь в приемы Александра Альфредовича. Он для меня авторитет. Я с ним спорю только по принципиальным вопросам. Я не утверждаю, что всё то, что я думаю и говорю, правильно. Это было бы с моей стороны неприлично, это было бы жестокой переоценкой своих способностей.