Нарисованный смартфон улыбается на фоне классной доски и знака запрета
Featured

Как смартфоны могут повлиять на обучение по данным PISA 2022

Кирилл Карпенко

Недавно вышло два примечательных документа на тему использования учениками смартфонов в школе.

Закон об образовании

Первый документ – это закон об образовании России. В него внесли норму о запрете использования смартфонов учениками. Эта норма действует с 19 декабря 2023 года.

В первую часть статьи 43 «Обязанности и ответственность обучающихся» добавлен пункт 4.1:

«Обучающиеся обязаны не использовать средства подвижной радиотелефонной связи во время проведения учебных занятий при освоении образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, за исключением случаев возникновения угрозы жизни или здоровью обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, иных экстренных случаев».

PISA 2022

Второй документ – это аналитический обзор PISA 2022 года. PISA (Programme for International Student Assessment) – это программа по международной оценке учащихся. Она измеряет способность 15-летних школьников использовать свои знания и навыки в области чтения, математики и естественных наук для решения реальных жизненных задач.

Проводит эту оценку раз в три года Организация экономического сотрудничества и развития. В конце 2023 года она опубликовала результаты и анализ PISA 2022 года.

На сайте организации по адресу oecd.org/pisa много информации на эту тему. И там есть документ: "Инсайты и интерпретации" ("Insights and Interpretations") под авторством Андреаса Шлейхера.

В этом документе есть параграф "Как смартфоны и планшеты могут повлиять на процесс обучения".

PISA показывает, что намеренная интеграция технологий позитивно влияет на школьное обучение и достижения учеников. Однако смартфоны могут отвлекать от учёбы, подвергать учеников кибербуллингу и нарушать неприкосновенность их частной жизни. Кроме того, они вызывают сильное привыкание. 45 % учащихся сообщили, что чувствуют нервозность или беспокойство, если их телефоны не находятся рядом с ними. 

Отвлечение

55 % учащихся сообщили, что на многих уроках математики они отвлекались на использование цифровых устройств либо их внимание отвлекалось из-за того, что другие ученики пользовались телефонами. Хуже всего дела обстоят в Аргентине, Уругвае и Чили: там более 90 % учеников отвлекают себя или отвлекают других. Лучше всего дела обстоят в Японии, Корее и Брунее. В Японии менее 10 % учеников отвлекаются на смартфоны.

Показательно, что цифровое отвлечение сильно влияет на результаты обучения. Учащиеся, которые сообщали, что их отвлекали другие ученики, использующие цифровые устройства, на некоторых, большинстве или каждом уроке математики, набрали на 15 баллов меньше в тестах PISA по математике, чем те, кто почти не сталкивался с этим. Это эквивалентно трём четвертям года обучения.

Отвлечение на смартфоны на уроках математики
Отвлечение на смартфоны на уроках математики

Длительность использования

С другой стороны, данные свидетельствуют и о позитивном влиянии использования смартфонов учениками в школе. Здесь есть примечательный график. На этом графике использование смартфонов разделено на два типа по цели: для обучения либо для досуга. Досуг это: просмотр видео, компьютерные игры, общение в соцсетях.

Длительность и цель использования смартфона в школе
Длительность и цель использования смартфона в школе

На графике бирюзовая линия это использование смартфонов для обучения, а тёмно-синяя линия использования смартфонов для развлечений. По вертикальной оси, количество баллов по математике. По горизонтальной оси количество времени, которое дети тратят на использование смартфона в школе.

Для обучения

Бирюзова линия показывает, что использование смартфона для обучения, безусловно, позитивно влияет на результаты тестов по математике. Причём не важно, сколько часов используют ребёнок смартфон в школе. Влияние всегда позитивно. Хотя если ребёнок использует смартфон больше пяти часов, то мы видим явный выраженный тренд к ухудшению результатов. Но они в целом остаются всё равно лучше, чем у ребёнка, который вообще не использует смартфон для обучения.

Это логично и закономерно, потому что с помощью смартфона ребёнок может найти дополнительную информацию, дополнительные объяснения, дополнительные примеры и таким образом улучшить свои результаты.

Для развлечения

Более интересен второй график. Это использование смартфонов учениками для развлечений в школе. Мы видим, что использование смартфонов для развлечений до двух часов позитивно влияет на обучение. Ну или, по крайней мере, использование смартфона до одного часа для развлечений в школе явно позитивно влияет. После первого часа мы видим тренд к ухудшению результатов. Но они остаются позитивными ещё до двух часов использования.

Использование смартфона более двух часов приводит к ухудшению результатов в сравнении с ребятами, которые вообще не используют смартфон. И каждый следующий час досуга резко снижает результативность обучения математике.

Таким образом, умеренное использование смартфона для досуга положительно влияет на результаты обучения. Умеренно – это до одного часа. Причём у таких детей результаты выше не только в сравнении с теми, кто вообще не использует смартфон. Но и в сравнении с теми, кто использует смартфон для обучения.

Для меня эти данные логичны и закономерны. Для того, чтобы хорошо учиться, нужно хорошо отдыхать. Эффективная учёба всегда циклична. Нужно чередовать периоды напряжения и расслабления, труда и отдыха. Ребята, которые всегда в напряжении и на уроках, и на переменах, они постоянно что-то зубрят, у них результаты, конечно, будут хуже.

Запрет смартфонов

Есть такой вариант – запретить телефоны. Данные PISA показывают, что в 13 странах более двух третей учеников посещают школы, где использование мобильных телефонов запрещено. Это Албания, Бруней, Греция, Гонконг, Иордания, Косово, Мальта, Марокко, Палестинская автономия, Саудовская Аравия, Испания, Объединенные Арабские Эмираты и Катар. Анализ показывает, что отвлекающие факторы в этих странах ниже. Однако в среднем 50 % учащихся таких школ сообщили, что пользуются смартфоном ежедневно в школе. То есть ввести запрет на смартфоны легко, а добиться соблюдения этого запрета тяжело.

Российская практика полностью подтверждает опыт других стран. В России прошло уже больше месяца после введения запрета ученикам использовать смартфоны в школе. Я поспрашивал знакомых учителей, учеников, родителей, в курсе ли они, что такой запрет в России действуют? Большинство ответили, что они не знают об этом. То есть проблема не в том, что кто-то нарушает этот запрет. Проблема пока в том, что никто даже не знает, что они что-то нарушают, что существует такой запрет.

Интересно, что в некоторых странах ученики школ с запретом на использование телефонов реже отключают уведомления из социальных сетей и приложений, когда ложатся спать. Одно из объяснений заключается в том, что запрет мобильников в школах может привести к тому, что ученики будут менее способны к ответственному поведению в отношении использования телефона.

То есть, когда ученик приходит в школу со смартфоном, рано или поздно смартфон запиликает. И учитель попросит отключить звуки и уведомления, чтобы смартфон не пиликал во время уроков. И ученик будет вынужден изучить функцию уведомлений, отключения уведомлений, режим "Не беспокоить", режим "Без звука". И этот приобретенный навык будет переносить и на другие места, например, когда ложится спать. Если же ученику запрещено приходить в школу со смартфоном, его учитель не попросит отключать уведомления, и он, может быть, даже не знает, что такая функция есть и что ей нужно воспользоваться для своего блага.

Выводы

Что же могут сделать школы? Задача состоит в том, чтобы способствовать целенаправленной и продуктивной интеграции цифровых технологий в учебную среду, но при этом свести к минимуму их отвлекающий потенциал.

Смартфоны, как и всё остальное в жизни, может приносить нам либо вред, либо пользу, в зависимости от того, как мы этим пользуемся. Если не использовать смартфон, то наша эффективность снизится. Если использовать бездумно и бесконтрольно, то эффективность тоже снизится. Эффективная стратегия состоит в том, чтобы мы, взрослые, сами научились эффективно использовать смартфон и научили детей эффективно им пользоваться.

В моей книге "Записки психолога" есть статья "Правила мобильной коммуникации". В этой статье я даю множество рекомендаций, как настроить и использовать смартфон, чтобы он был вашим помощником, а не вредителем.

Дополнительные материалы

📺 Видео YouTube "Как смартфоны могут повлиять на обучение по данным #PISA 2022".

📺 Видео VK "Как смартфоны могут повлиять на обучение по данным #PISA 2022".


Материал опубликован:

Учительская газета. – 2024. – № 1.