Меч

Простота – спутник успеха

Кирилл Карпенко

Простота – это условие эффективности в любой сфере.

Коли острым концом

В знаменитом романе Джорджа Мартина «Песнь льда и пламени» есть яркая иллюстрация простого объяснения сложной деятельности.

Арья Старк была девочкой, но любила мужское занятие – единоборства. Поэтому её старший брат Джон во время прощания подарил ей на память короткий тонкий меч. После вручения подарка Джон пошутил: «Ты должна знать правила обращения с оружием. Первое правило: колоть нужно острым концом». Арья в шутку рассердилась на такой примитивный инструктаж, но это правило пригодилось ей потом несколько раз.

Впервые она вспомнила слова брата, когда её отец случайно обнаружил меч. Лорд Старк был всерьёз обеспокоен тем, что его 9-летняя дочь играет с настоящим оружием. Он пытался выяснить, где она взяла боевой меч. Также отца беспокоило, что дочь может пораниться сама или травмировать окружающих, поэтому спросил, умеет ли она обращаться с этим оружием. Смущённая девочка смогла ответить лишь одно: «Нужно колоть острым концом». Отец рассмеялся: «Это самая суть, я полагаю». Эддард Старк понял, что отбить у дочери страсть к единоборствам не получится, поэтому нанял для неё учителя фехтования.

Через некоторое время отец Арьи был обвинён в госизмене и арестован. Вся охрана лорда Старка была перебита. Когда Арья пыталась покинуть замок, её узнал мальчишка-конюх. Он схватил Арью, чтобы получить за неё награду от королевы. Перепуганная девочка забыла все уроки фехтования в этот роковой момент, но вспомнила одну простую идею: «Коли острым концом». Арья вонзила меч в конюха, покинула замок и спаслась.

В последующие годы Арья прошла длинный путь: стала высокопрофессиональным, опасным и опытным бойцом. В великом сражении у Винтерфелла против короля ночи Арья намеревалась участвовать вместе с мужчинами. А её старшая сестра Санса отправлялась укрыться в подвале вместе с другими женщинами и детьми. Арья дала сестре нож для самообороны. Санса сказала, что не умеет обращаться с оружием. Арья знала, как быстро провести инструктаж: «Коли острым концом».

Педагогика – это просто

На конкурсе Учитель года участники презентовали жури план своего урока, потом проводили урок и по окончании делали самоанализ урока. Нередко презентацию и самоанализ конкурсантов было очень трудно слушать: они изъяснялись заумным, наукообразным, казённым языком. Участники конкурса пытались произвести хорошее впечатление, продемонстрировать, что они образованные, правильные педагоги, которые владеют сложной терминологией.

Победитель конкурса «Учитель года – 2019» Лариса Арачашвили, напротив, не пыталась произвести впечатление солидного педагога. Во время презентации урока она заявила жюри: «Простите меня, пожалуйста, я не говорю «обучающийся». Я говорю «ученики», «дети». Так вышло. Я знаю, как правильно. Но всё-таки моё личное отношение – ученики. Вот как-то так. Как-то режет слух – «обучающийся». Как будто формальное отношение к ним. А так не должно быть, мне кажется».

Самоанализ проведённого урока Лариса Гивиевна начала признанием: «методист учил меня, как делать самоанализ, но в голове сейчас только белый шум». Потом в простых и понятных словах она кратко охарактеризовала прошедший урок, завершив словами: «Ну, как-то так. Спасибо».

Лариса Арачашвили знает правильные слова, но изъясняется своими, простыми.
Лариса Арачашвили знает правильные слова, но изъясняется своими, простыми

Лариса Арачашвили была одним из самых простых, непосредственных и естественных участников конкурса. Это одна из причин её победы. Она не пыталась произвести впечатление маститого специалиста. Она пыталась провести хороший урок.

Чтобы сделать что-то хорошо, нужно отсечь всё лишнее, нужно упростить.

Психология – это просто

Профессиональный психолог стремится решать проблемы клиентов простыми методами. Усложнять – это непрофессионально.

Меня немного удивляет, что до сих пор психоанализ моден и популярен. Психоанализ это одна из психологических теорий. Этой теории уже более ста лет, она уже давно большей частью устарела. Некоторые положения психоанализа по сегодняшним меркам являются антинаучными и ошибочными. Стандартный срок помощи клиенту психоаналитиком – два года. Для психологической помощи в XXI веке это слишком долго.

Психоаналитик многие проблемы может «объяснить» одним словом – Эдип. Эдипов комплекс — это когда мальчик 3-5 лет испытывает сексуальное влечение к своей матери и одновременно зависть и ненависть к своему отцу. У девочек психоаналитики видят аналогичный этап развития и называют его комплексом Электры. Согласно психоанализу, все люди проходят в своём психосексуальном развитии стадию Эдипова комплекса. Это фантастическая, патологическая и недоказуемая теория. Она мало что объясняет про жизнь человека, но может сильно усложнить понимание и запутать людей.

Зигмунд Фрейд строил свою теорию на изучении отдельных психически тяжелобольных пациентов. Он что-то понимал о душевном устройстве этих конкретных нездоровых людей, а потом зачем-то распространял это видение на всех людей. Но психиатрия и психология – это разные сферы знания. Психиатрия – это про больных людей. Психология – про здоровых.

На YouTube-канале Руслана Белого недавно появилось шоу «Чужие письма». В этой программе комик Руслан Белый и психоаналитик Ольга Кузнецова читают письма зрителей об их жизненных трудностях, а потом обсуждают эти письма.

Руслан Белый в одном из выпусков рассказал, что у него был друг, который никогда не занимался рукопашным боем. Но однажды этот друг заявил, что он кандидат в мастера спорта по рукопашному бою. Это странное заявление он объяснил тем, что он побил человек, имеющего звание кандидата в мастера по рукопашному бою. Руслан Белый поинтересовался у Ольги Кузнецовой, может ли он считаться психологом, если зрители в комментариях пишут, что он как психолог лучше, чем Ольга Кузнецова?

Руслан Белый задал этот вопрос в шутку, разумеется. Но если говорить серьёзно, то я бы предпочёл получить пару дельных и простых советов от успешного, здравомыслящего человека, чем слушать шокирующие теории про половые органы, страх кастрации и сексуальное влечение к родителям от психоаналитика.

По моему опыту, у людей обычно большие проблемы из-за отсутствия самых простых коммуникативных умений и навыков самоорганизации, а не из-за недостатка сведений об эксцентричных психологических теориях.

7 навыков

Мне очень нравится программа Стивена и Шона Кови «7 навыков высокоэффективных людей». Я люблю её за простоту. На языке Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) эти навыки называются личностными и метапредметными результатами. Ни один ребёнок не хочет получить личностные и метапредметные результаты, но все дети хотят быть высокоэффективными. Громоздкие казённые слова из ФГОС невозможно применять в повседневной работе педагога с детьми и родителями, а простые и понятные слова из «7 навыков» успешно применяются даже в работе с детьми дошкольного возраста.

Диплом – это просто

Я учился на историческом факультете красноярского педуниверситета. Моя дипломная работа называлась «Повседневный быт жителей Красноярского края в годы Великой отечественной войны». У многих моих сокурсников темы дипломных били похожими: Красноярский край в XX веке.

В день защиты диплома я был последним в списке. Я наблюдал защиту своих однокурсников и слышал вопросы членов государственной экзаменационной комиссии: почему все изучают Красноярский край? Почему все изучают XX век? Например, египетский поход Юлия Цезаря разве не заслуживает исследования? Почему выпускники ограничиваются изучением архивов и не применяют современные, модные, нестандартные методы исторических исследований? Тематика и методика наших дипломных работ вызывали у членов ГЭК скуку.

Я слушал все эти претензии и понимал, что к моему диплому они тоже относятся. После презентации диплома я решил не защищать свою работу, а нападать. Я заявил комиссии, что хочу ответить на вопросы, которые были заданы другим выпускникам и в полной мере относятся и к моей работе. Я сказал, что подошёл к дипломному исследованию ответственно и начал работу над ним 1 год назад. (Не секрет, что нередко выпускники начинают работать над дипломом за 1 месяц до его защиты). Я провёл в красноярских архивах десятки часов и изучил огромное количество документов. Время на дипломное исследование ограничено, поэтому я не мог применять дополнительно к анализу архивных материалов и опубликованных источников другие методы исследования. А не использовать в историческом исследовании архивы тоже невозможно. Исследовать походы Цезаря очень интересно, но исторических источников по этой теме в Красноярске недостаточно. Очевидцы потом утверждали: я так разошёлся, что даже стучал кулаком по трибуне.

Я получил за диплом «отлично». После защиты ко мне подошла председатель комиссии – преподаватель из другого университета, с которой мы никогда раньше не встречались, – и сказала, что это была лучшая защита за последние несколько дней и что я буду успешен в профессиональной сфере.

Это был большой успех. При этом мой диплом был прост и банален: и по тематике, и по методике. Для успеха обычно не нужно ничего сложного. Для успеха нужно что-то простое сделать качественно.

Наука – это просто

Один из принципов науки – бритва Оккама. Этот принцип гласит, что не надо без необходимости вводить новые законы, чтобы объяснить какое-то новое явление, если это явление можно исчерпывающе объяснить старыми законами. Иначе говоря, этот принцип означает, что не нужно усложнять.

Безопасность – это просто

В одной образовательной организации был очень хороший специалист по охране труда. Это был мужчина лет пятидесяти. Во время инструктажа он сказал, что главный фактор опасности в работе педагога – это люди.

Он рассказал мне случай из своей жизни. В молодости он работал прорабом. Однажды работница попросила его не отправлять её работать на леса – на высоте – потому что она плохо чувствовала себя в тот день. Молодой прораб видел перед собой вполне здоровую женщину и решил, что она просто отлынивает от тяжёлой работы и отказал. А через несколько часов эта работница потеряла сознание и упала с высоты. Если бы он был более чутким и просто услышал её слова, то несчастного случая можно было бы избежать.

Просто, но не примитивно

Усложнять – это неправильно. Но это не значит, что нужно впадать в противоположную крайность – примитивность и тривиальность. Нужно искать баланс. Нужно быть максимально простым, но не более, чем нужно.


Статья опубликована:

  1. Учительская газета. – 2020. – № 32;
  2. книга "Записки психолога".