"Шоу уральских пельменей" несколько лет назад показали юмористический номер о том, как представляют ЕГЭ взрослые по рассказам детей. В этой миниатюре экзаменатор, очень похожий на Адольфа Гитлера, заставляет школьницу оторвать от себя кусок кожи, на котором была татуировка. "Гитлер" оценил татуировку как запрещённый справочный материал. Эту плоть ребёнка нацист тут же… съел. Это очень смешной номер.
К сожалению, и номер, и рассказы детей не далеки от истины.
Выпускники средней и старшей школы обязаны пройти государственную итоговую аттестацию (ГИА). В 9 классе это называется основной государственный экзамен (ОГЭ); в 11 - единый государственный экзамен (ЕГЭ). Порядок проведения и ОГЭ, и ЕГЭ во многом одинаковый. Я участвовал в обоих типах аттестации как технический специалист и организатор.
Под конвоем
Для лучшего понимания атмосферы ГИА, ознакомимся сначала с отрывком из книги Эдуарда Лимонова "По тюрьмам". В ней он описывает своё многомесячное заключение в Саратовском централе. В этой тюрьме он содержался во время судебного следствия. Его обвиняли в терроризме, организации незаконного вооружённого формирования и ещё нескольких преступлениях такого рода. Сцена его возвращения из суда:
Вернулся продольный и повёл меня и Цибисова на второй этаж в хаты. Порядок такой: мы идём впереди, конвойный офицер за нами. На нашем этаже мы становимся лицом к стене. Офицер проходит, открывает дверь, входит на этаж. Мы идём за ним и без команды проходим каждый к своей камере.
Порядок на ГИА следующий. Если ребёнок хочет выйти в туалет, то он спрашивает разрешения у организатора. Получив разрешение, он выходит в коридор. В этот момент к нему подходит организатор вне аудитории и идёт рядом с ним к туалету. Затем, организатор стоит возле туалетной двери и ждёт. После выхода ученика, организатор опять идёт сбоку или сзади, конвоируя ребёнка в аудиторию.
Теперь сравним. Двух особо опасных преступников в тюрьме сопровождает один конвоир. Подсудимые без команды самостоятельно проходят к своим камерам (куда они денутся из этого коридора?). В пункте проведения экзамена (ППЭ) ни в чём не обвиняемый, обычный ребёнок не может самостоятельно пройти 20 метров от аудитории до туалета.
Порядки Саратовского централа Лимонов оценивает как "строгие и ненужно унизительные". Интересно, как бы он охарактеризовал порядки ГИА?!
Откуда такая конвойная практика на экзамене? Часть ответа содержится в Приказе Минобрнауки России от 25.12.2013 N 1394 о порядке проведения основного государственного экзамена и аналогичном Приказе от 26.12.2013 N 1400 о порядке проведения единого государственного экзамена, которые содержат следующую норму:
Во время экзамена обучающиеся могут выходить из аудитории и перемещаться по ППЭ в сопровождении одного из организаторов.
Многие учителя, являющиеся организаторами на ГИА, трактуют эту норму буквально и конкретно: сопровождать, значит, идти рядом. Но возникает вопрос: а зачем сопровождать, зачем идти рядом? Я думаю, что для контроля над экзаменуемыми. Экзамен — это не базар. Недопустимо, чтобы дети без присмотра ходили по пункту, собирались в группы, общались и занимались неизвестно чем.
Для обеспечения контроля предпринимается ряд мер. Обычно ситуация следующая. Пунктом проведения экзамена является здание школы. Территорией ППЭ назначается 2 и 3 этажи. В каждой аудитории экзамена всегда находятся 2 организатора. На каждом этаже вне аудиторий дежурят 5 - 10 организаторов. Все аудитории, не задействованные на экзамене, закрыты и опечатаны. Таким образом, на территории ППЭ обучающийся всегда находится под присмотром нескольких пар глаз должностных лиц. Единственное место, где не дежурят организаторы, туалет.
Если ребёнок на глазах у организатора вне аудитории вышел из кабинета, прошёл 10-20 метров до туалета, затем вернулся в кабинет, то можно ли сказать, что он перемещался по пункту проведения экзамена без сопровождения организатора? Если "сопровождать", значит, "идти рядом", тогда да, рядом никто не шёл. Если "сопровождать", значит, "контролировать", тогда нет: его сопровождали (контролировали) один или несколько организаторов.
Я рекомендую Министерству просвещения заменить слова Порядка проведения ГИА "в сопровождении" на "под контролем", чтобы устранить описанное недоразумение.
Научи дурака богу молиться, - он себе лоб расшибёт. Научи педагога ребёнка сопровождать, - он будет рядом с ним ходить.
Пить нельзя
В некоторых пунктах проведения экзамена Красноярска детям запрещают проносить в аудиторию, где проходит экзамен, питьевую воду.
Чтобы попить, ребёнок должен попросить у организатора разрешение выйти из аудитории, получить разрешение и только после этого выйти, найти среди одинаковых бутылок воды свою, сделать глоток воды и вернуться в аудиторию. Экзамены проходят в июне: жара до 30 ℃. Некоторые экзамены длятся 4 часа. У некоторых людей потребность в воде очень большая. Как следствие, повторять эту унизительную процедуру приходится иногда 10 - 15 раз.
Я видел это лично в нескольких ППЭ.
Это законно?
В данном случае указанные выше Приказы Минобрнауки не проливают свет на такую практику. В них содержится следующая норма:
Во время экзамена на рабочем столе обучающегося, помимо экзаменационных материалов, находятся:
г) лекарства и питание (при необходимости).
Является ли вода питанием? Да, вода является самым важным и самым необходимым продуктом или элементом питания. Можно назвать воду и лекарством; на некоторых бутылках так и пишут: "лечебно-столовая минеральная вода".
Достаточно ли устного заявления ребёнка, что ему необходима вода во время экзамена, или существуют в мире люди, которые потребуют справку от врача о том, что данный человек нуждается в… питьевой воде…?
Приказ Минобрнауки является нормативным правовым актом, следовательно, его выполнение носит обязательный, а не рекомендательный характер. Запрет пронести в аудиторию для экзамена бутылку с водой является не законным.
Это нормально?
Также в упомянутых приказах содержится требование:
Экзамен проводится в спокойной и доброжелательной обстановке.
Я пытался вспомнить, какое-либо место или события, когда людям запрещалось бы иметь при себе бутылочку воды, но не смог. В любом человеческом обществе на протяжении всей истории человечества принято создавать максимально комфортные условия для доступа к воде - источнику жизни. Везде, где только можно и позволяют средства, ставят питьевые фонтанчики и кулеры. На любом приличном мероприятии организаторы заранее ставят на стол для участников бутылочки с водой, а на очень приличном - ещё и стакан рядом с бутылочкой.
Я думаю, что даже в тюрьмах строгого режима нет такой практики, чтобы заключённый сначала попросил разрешения у охранника выйти из камеры, чтобы сделать глоток воды: можно попить прямо в камере в любой момент, без разрешения охраны. Тюрьма хоть и строгого режима, хоть и создана для наказания - но не до такой же степени.
Практика запрета иметь воду на расстоянии вытянутой руки создаёт недоброжелательную, враждебную обстановку потому что:
- несправедлива: нарушает нормы и общегражданского общежития, и даже специального общежития (тюрьмы, казармы);
- нарушает установленные нормативным актом права обучающихся;
- унизительна для человека.
Кто виноват?
Запрет иметь воду на рабочем столе я встречал в нескольких пунктах проведения экзаменов, но не во всех. Такое решение может принять руководитель пункта и уполномоченный представитель государственной экзаменационной комиссии.
Поскольку такой практикой они нарушают порядок проведения ГИА, это основание для привлечения этих должностных лиц к административной ответственности на основании ч. 4 и 6 ст. 19.30 КоАП РФ.
Также данные действия можно квалифицировать как жестокое обращение с ребёнком в форме психического насилия. А это основание для увольнения педагогического работника (ст. 336 ТК РФ).
Зачем они это делают? Я слышал такую версию: чтобы не отвлекать других участников экзамена звуком открывающейся бутылки. Нелепость этого объяснения очевидна. Но на всякий случай замечу, что диалог ученика с организатором и звук шагов будут отвлекать других детей гораздо больше:
- Можно выйти?
- В туалет?
- Нет, попить.
- Выйдите.
Всё нельзя
Должностные лица, участвующие в проведении экзамена, склонны запрещать не только воду, но и всё, что только можно запретить.
Например, на экзамене по информатике девочка вспомнила, что забыла в помещении для личных вещей компьютерную мышь. Я был организатором в этой аудитории. Поскольку до начала экзамена было ещё 15 минут, я повёл её за мышкой. Естественно, организатор, дежуривший на входе перед территорией ППЭ, заявила, что выйти с территории пункта, пройти 5 метров до кабинета, в котором дети оставили свои вещи и вернуть обратно нельзя:
- Вы же знаете, что это запрещено!
- Я знаком с порядком проведения ГИА, поэтому я точно знаю, что это не запрещено.
- Ну, проходите. Но под вашу ответственность. Только под вашу ответственность.
Бедный ребёнок нашёл свою мышку, благополучно вернулся в аудиторию ещё до начала экзамена. Для этого мне пришлось бороться за права ученицы.
Откуда берутся эти многочисленные и нередко абсурдные запреты? Я полагаю, что причина в незнании должностными лицами приказов Минобрнауки, поэтому, на всякий случай, они запрещают всё.
Смартфон можно
Но при всех этих гротескных запретах нередко разрешают то, что категорически запрещено - средства связи. Я сам не раз видел ситуации, когда у ребёнка был обнаружен смартфон. Это грубейшее нарушение порядка проведения ГИА, за него предусмотрена только одна мера: удаление с экзамена, и аннулирование его результатов. А также привлечение нарушителя к административной ответственности по статье 19.30 КоАП РФ. Нередко в этих случаях руководящие должностные лица (директор школы, руководитель пункта, уполномоченный представитель ГЭК) просто изымали телефон до конца экзамена и всё: никаких санкций к нарушителю не применялось.
Процедура проведения ГИА достаточно строга сама по себе: чужая школа, незнакомые педагоги, металлоискатели, множество запретов, видеокамеры, удаление с экзамена за нарушения. Всё это вызывает определённое напряжение и беспокойство у детей (да и у взрослых). К сожалению, некоторые должностные лица считают своим долгом сделать эту процедуру ещё максимально некомфортной и унизительной.
Дополнительные материалы
Статья опубликована:
- книга "Записки школьного психолога: для родителей";
- Учительская газета. – 2018. – № 31.