Пренебрежение и халатность

Пренебрежение и халатность

Кирилл Карпенко

31 июля 2019 года на сайте Следственного комитета РФ появилась трагическая новость: в городе Краснокамске Пермского края ребёнок умер от голода. Мать умышленно ограничивала девочку в питании пять месяцев: с марта по июль 2018 года. В марте-мае ребёнок посещал школу. Педагогические работники не оповестили орган опеки об угрозе жизни ребёнку, поэтому на заместителя директора по воспитательной работе завели уголовное дело по обвинению в халатности, повлёкшей по неосторожности смерть несовершеннолетней.

Я не знаком с материалами дела, поэтому не могу судить о том, могла или не могла замдиректора предпринять меры для спасения ребёнка. Но этот случай привлекает внимание к очень важной теме – жестокое обращение с ребёнком в форме пренебрежения нуждами.

Жестокое обращение с детьми

Жестокое обращение с детьми – это все многообразие действий или бездействие со стороны окружающих лиц, которые наносят вред физическому и психическому здоровью несовершеннолетнего, его развитию и благополучию, а также ущемляют его права или свободу.

Выделяют 4 типа жестокого обращения с детьми:

  1. Физическое насилие.
  2. Сексуальное насилие.
  3. Психологическое (психическое, эмоциональное) насилие.
  4. Пренебрежение нуждами (отсутствие заботы).

Пренебрежение нуждами – это отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребёнка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых.

Давайте рассмотрим несколько конкретных примеров отсутствия заботы.

Пренебрежение нуждами на ГИА

На ГИА каждый год тысячи педагогических работников по своей инициативе или по требованию начальства запрещают детям проносить в пункт проведения экзамена питание и лекарства. Подробнее об этом можно посмотреть в моей статье "Концлагерь ГИА".

Здесь сразу два вида жестокого обращения с детьми:

  1. лишение питания;
  2. нарушение законного права.

Заместителя директора краснокамской школы судят за халатность, которая заключалась в том, что она не пресекла жестокое обращение с обучающейся. На ГИА сами педагогические работники осуществляют жестокое обращение. И никого это не беспокоит. Многие считают это нормальным.

Такая практика показывает колоссальную терпимость к жестокому обращению с детьми в российском обществе.

По данным статистики в России в два раза меньше случаев жестокого обращения с детьми, чем в США. Но по данным той же статистики в России в два раза больше детей погибают от жестокого обращения.

О чём говорят эти цифры? Вероятно, о том, что в России в два раза больше детей страдают от жестокого обращения, но факты жестокого обращения фиксируются в четыре раза реже, чем в США.

Я не один год проработал в системе профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и могу свидетельствовать, что должностные лица очень неохотно работают с фактами жестокого обращения с детьми.

В случае с ГИА разобраться, как правильно действовать очень легко: достаточно потратить пять минут на изучение порядка проведения ГИА. Но бывает не так-то просто понять, есть факт жестокого обращения или нет, нужно вмешиваться в ситуацию или от вмешательства будет только хуже.

Доктор Хаус

В первом сезоне сериала «Доктор Хаус» была очень поучительная история о пренебрежении нуждами.

Родители принесли на приём к доктору Хаусу годовалого ребёнка с подозрением на простуду. Осмотрев ребёнка, доктор поставил диагноз пневмония и заявил о его госпитализации. А после изучения медицинской карты малыша, доктор Хаус обратил внимание родителей на то, что ребёнок потерял в весе за последний месяц. Мать ответила, что месяц назад она перестала кормить ребёнка грудью, и призналась, что у них веганская семья, поэтому и ребёнок питается по прекрасной веганской диете. Доктор сказал, что это неправильно, что ребёнку нужны белки, жиры и углеводы и что его будут кормить в больнице внутривенно.

Когда пневмония прошла и ребёнка выписали, доктора Хауса и родителей малыша ждал неприятный сюрприз: за ребёнком пришли социальные работники, а за родителями полиция. Родителей обвинили в жестоком обращении с ребёнком в форме отсутствия заботы (недостаточном питании).

Такие меры приняла заведующая больницей. О ситуации с теряющим вес ребёнком ей сообщила медсестра. Доктор Хаус стал спорить с заведующей, утверждая, что жестокого обращения не было, что родители просто идиоты, что краткой просветительской лекции о правильном питании ребёнка, которую он провёл с родителями, вполне достаточно для решения проблемы.

Заведующая ответила, что о ситуации с ребёнком ей должен был доложить доктор Хаус, а не медсестра. Что сокрытием этой информации он подставил и себя и заведующую под статью.

Я не знаю, кто из них прав.

Затем родители вышли из полиции под залог и обратились к доктору Хаусу с заявлением, что они хорошие родители и что они кормили ребёнка по веганской диете, прописанной профессиональным диетологом: следовательно, ребёнок получал с пищей все необходимые вещества в необходимом количестве, ребёнок не мог терять вес из-за голода.

Этой информации гениальному диагносту Хаусу оказалось более чем достаточно, чтобы назначить дополнительное обследование ребёнка, которое выявило синдром Ди Георга. Именно это редкое врождённое генетическое заболевание привела к снижению веса малыша. С родителей сняли обвинение в жестоком обращении, а малыша начали лечить.

Мораль этой истории в том, что иногда сложно понять, есть факт жестокого обращения или нет. Проблема оказалась не в отсутствии заботы со стороны родителей, а во врачебной ошибке.

Ребёнок теряет вес – это факт. Но почему он теряет вес? Причины могут быть разные. Помимо двух причин, освещённых в сериале «Доктор Хаус», может быть ещё нервная анорексия (психическое расстройство).

Причём если причина снижения веса болезнь и ребёнка не лечат, то пренебрежение нуждами будет заключаться в не обращении за медицинской помощью.

Как говорить с ребёнком?

Чтобы адекватно оценить ситуацию в сложных случаях, нужно получить дополнительную информацию от ребёнка и его родителей. Дело это не простое. Нужно придерживаться нескольких правил.

Когда ребёнок рассказывает о каком-либо неблагополучии в своей жизни, нельзя делать ему замечаний по поводу использования грубых или даже нецензурных слов. Это могут быть единственные слова, которыми он может точно описать ситуацию. Высоким стилем рассказать про жестокое обращение ребёнок не сможет, поэтому пусть говорит так, как умеет.

По моему опыту, дети нередко способны спокойно, детально и точно описывать самые ужасные случаи жестокого обращения. Взрослые обычно реагируют на это эмоциями страха, ужаса, паники и истерики. Видя такую реакцию, дети замолкают, чтобы не травмировать хрупкую взрослую психику. Если берётесь говорить с ребёнком о сермяжной правде жизни, то держите свои эмоции в кулачке. Либо признайтесь, что вы не способны спокойно реагировать на рассказ ребёнка, и попросите заняться этим того, кто может.

После выяснения обстоятельств ситуации сообщите ребёнку о своих дальнейших действиях.

Что делать?

Педагоги должны довести сведения о фактах или признаках жестокого обращения до администрации. А администрация должна передать информацию в правоохранительные органы, орган опеки и комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Согласно статье 122 Семейного кодекса РФ должностные лица детских организаций, располагающие сведениями о детях, которые находятся в условиях, представляющих угрозу их жизни или здоровью либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

Сообщать о таких фактах нужно в письменном виде, чтобы можно было потом доказать в суде факт передачи информации и, следовательно, факт отсутствия халатности.

Также нужно убедиться, что орган опеки принял сообщение. А затем узнать результат их работы. Согласно той же 122 статье СК РФ орган опеки и попечительства в течение трёх рабочих дней со дня получения сведений об угрозе благополучию ребёнка обязан провести обследование условий жизни ребёнка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей обеспечить защиту прав и интересов ребёнка до решения вопроса о его устройстве.

В экстренных случаях нужно обращаться в полицию. Органы внутренних дел являются субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, они обязаны заботиться о детях.

Например, к вам подошёл на улице ребёнок и попросил денег на еду. Самое правильное отвести его в ближайшее отделение полиция. Полиция отвезёт ребёнка домой и предаст информацию другим субъектам профилактики безнадзорности. Если полиция не сможет определить место жительства или выяснит, что дома ребёнку небезопасно, то отвезёт его в социальный приют.

Социальный приют

Защитить детей от жестокого обращения в форме отсутствия заботы (в том числе временной) можно с помощью социальных приютов. Такого рода муниципальные и государственные учреждения есть во многих городах и районных центрах. В Красноярске их два: социально-реабилитационный цент «Росток» и Краевой центр семьи и детей. Не стоит путать их с детскими домами. Процедура помещения ребёнка в детский дом может длиться месяцами и даже годами. В социальный приют обязаны принять любого ребёнка по его заявлению или по заявлению его законных представителей в любое время дня и ночи. Там он получит крышу над головой, питание, медицинскую и юридическую помощь, круглосуточный присмотр. Там обеспечат реализацию прав ребёнка на образование, отдых, развлечения. Всё это бесплатно.

Согласно статье 15 закона "Об основах социального обслуживания граждан в РФ" для признания человека нуждающимся в таком социальном обслуживании достаточно наличия детей, испытывающих трудности в социальной адаптации или отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за детьми.

Реальная и достаточно типичная ситуация из практики. Мать-одиночка должна срочно лечь в больницу на одну неделю для проведения хирургической операции. Двух несовершеннолетних детей решает оставить на неделю «под присмотром соседей». Это неправильно: соседи не могут обеспечить должный надзор и защиту и не несут ответственности.

Я убедил женщину поместить детей на неделю в социально-реабилитационный цент «Росток». По дороге в больницу она заехала в «Росток» написала заявление о приёме детей и оставила их там. Через неделю выписалась из больницы и по дороге домой заехала в приют из забрала детей. Пока она находилась в больнице, она могла быть уверена, что дети под присмотром и в безопасности.


Статья опубликована: Учительская газета. – 2019. – № 39.