Тони Шей один из самых ярких современных бизнесменов. Основатель компании LinkExchange и руководитель компании Zappos.
История LinkExchange это яркая вспышка успеха: через два года после создания компания была продана за 265 миллионов долларов. Молодой выпускник Гарварда стал беззаботным мультимиллионером.
История интернет-магазина обуви Zappos это драматическая борьба за выживание. Первые четыре года существования компания была убыточной и постоянно находилась на грани банкротства. Но за следующие четыре года оборот Zappos превысил 1 миллиард долларов.
Плохой мальчик
Хорошие мальчики отправляются на небеса, плохие - туда, куда хотят. Тони Шей был плохим мальчиком.
Родители требовали от него ежедневной практике в игре на музыкальных инструментах: пианино, скрипке, трубе и валторне. Он же включал запись своей игры на этих музыкальных инструментах, чтобы родители думали, что он упражняется, а сам читал журнал Boy's Life. Он не понимал, как практика игры сможет улучшить его жизнь. А в журнале Boy's Life он нашёл предложение, позволившее ему уже в школьном возрасте запустить успешный предпринимательский проект, который несколько лет приносил хороший доход ему, а потом и его младшим братьям.
В студенческие годы он выбирал предметы, которые требовали минимального количества усилий, например, китайский язык: на нём он и так говорил всю жизнь с родителями. Он пропускал лекции и не выполнял домашние задания. Однако, по окончании Гарварда он получил одну из лучших вакансий - в компании Oracle.
Умение рисковать
Тони Шей человек азартный.
Microsoft предложила ему 25 миллионов долларов за 18 месяцев работы синекурой в LinkExchange после поглощения. Но он решил, что второго 1999 года больше не будет, поэтому отказался и занялся игрой в покер.
Первые 4 года Zappos была убыточной и неоднократно находилась на грани банкротства. Инвестирование в эту компанию изначально было очень рискованным. Однако Тони Шей пошёл на это, а после того как деньги были безрезультатно потрачены решил вложить в компанию все оставшиеся в его инвестиционном фонде деньги и предоставить свою личную недвижимость под офис. Потом он за бесценок продал свою недвижимость, чтобы не допустить банкротства Zappos.
В это же время Тони Шей решает отказаться от прямых поставок клиентам. Это привело к сокращению доходов компании на 20 %, но улучшило качество обслуживания, что в долгосрочной перспективе обеспечило успех Zappos.com.
Корпоративная культура — это бренд
Вероятно, Тони Шей больше всех бизнесменов заботится корпоративной культуре. Сервис для клиентов обеспечивают сотрудники. Как добиться лучшего сервиса? Должностными инструкциями и отделом контроля качества? Тони Шей считает, что этого можно добиться только за счёт корпоративной культуры.
Компания — это люди, сотрудники организации. Это главный фактор успеха. В Zappos берут не всех: даже лучшим специалистам могут отказать, если есть сомнения в их солидарности корпоративным ценностям. 1 % кандидатов не попадают в компанию, потому что всем соискателям предлагают 2 000 долларов, если они откажутся от работы в Zappos. Таким способом они защищают себя от кандидатов, которым нужны только деньги, которые не хотят быть частью большой семьи Zappos.
Компания ежегодно выпускает книгу о корпоративной культуре, написанную самими сотрудниками, проводит обучение персонала, поощряет неформальное общение.
Отношения между людьми более ценны, чем деньги. Главное искренний интерес к людям, а не желание извлечь выгоду из нового знакомства. Сотрудники компании обучены предлагать потенциальным клиентам товары конкурентов, если Zappos не может удовлетворить их запрос.
Свою философию Тони Шей описал в захватывающей книге "Доставляя счастье. От нуля до миллиарда: история создания выдающейся компании из первых рук".