Учитель

Учить – это услуга

Кирилл Карпенко

В августе 2021 года Владимир Путин предложил не называть труд учителя услугой, потому что многих педагогов задевает термин "услуга". И он всерьёз поручил «проработать вопрос о корректировке законодательства, чтобы это слово никак не было связано с высоким званием учителя, и использовалось бы только в бюджетно-финансовых документах». А Сергей Кравцов в связи с этим считает, что наиболее подходящие слова про работу учителя это «призвание» и «миссия».

Сначала эти инициативы показались мне чудаковатыми и бессмысленными. Но потом я вспомнил знаменитые слова Дмитрия Медведева про призвание учителя и понял, что эти рассуждения имеют огромное практическое значение.

Бизнес

Бизнес производит товары и оказывает услуги. За товары и услуги бизнес получает деньги.

Учитель, по мнению властей, не оказывает никаких услуг и не производит никаких товаров, поэтому деньги не получает. Точнее, учитель получает деньги, но ровно столько, сколько нужно, чтобы не умереть с голоду и продолжить реализацию своего призвания и миссионерскую деятельность. То есть зарплаты учителей – это не зарплаты вовсе, а благотворительная помощь государства чудакам-миссионерам из жалости.

Я провёл небольшой опрос среди учителей и выяснил, что, действительно, примерно половине из них не нравится слово «услуга» применительно к их профессии.

Мне кажется это странным, потому что слово «услуга» – это экономический, бухгалтерский, хозяйственный термин. Это нейтральное понятие, которое лично у меня не вызывает никаких эмоций, как и слова «спрос» и «предложение».

Инициатива президента кажется мне такой же удивительной, как идея не учитывать труд учителей в составе ВВП, потому что некоторых учителей задевает слово «ВВП». Почему педагогов задевает это слово? И даже если задевает, то почему нужно сочинять новояз?

Не товар

В любой работе есть бухгалтерское измерение. Любая работа с экономической точки зрения либо товар, либо услуга. Иногда бывает сложно однозначно классифицировать какой-то труд. Например, работа повара – это производство товаров (блюд) или услуга по обработке уже произведённых товаров (продуктов питания)?

И товар, и услуга – это ценности, блага. Эти блага удовлетворяют чьи-то потребности, приносят пользу людям. Мерой полезности являются деньги. Если кто-то готов заплатить за товар или услугу, значит она кому-то полезна. Если платить никто не готов, то люди занимаются бесполезной, бессмысленной работой.

То есть понятия «услуга», «польза» и «оплата» неразрывно связаны между собой. Услуга – это удовлетворение потребности в обмен на деньги.

Что происходит, если убрать хотя бы одно слово из этого определения, продемонстрировал Дмитрий Медведев. Заявление о работе учителя как о призвании он сделал, отвечая на вопрос преподавателя, почему у педагогов низкие зарплаты. Подменив слово «услуга» словом «призвание», Дмитрий Медведев справедливо сделал вывод, что говорить об оплате труда учителя неуместно: оплата за что? За призвание? А за ваше хобби вам тоже должны выплачивать среднюю зарплату? Может вам ещё платить за то, что вы дышите и спите?

С экономической точки зрения возникает два вопроса относительно профессии учителя.

Первый: работа учителя – это производство товаров или оказание услуг? Думаю, никто не станет утверждать, что учитель производит товары. Безусловно, педагогические работники оказывают услуги: по обучению, воспитанию, присмотру и уходу за детьми, консультационные, методические и многие другие.

Польза

Второй вопрос: есть ли кому-то от этих услуг польза? Готов ли за них кто-то платить? Ведь польза в бухгалтерском смысле измеряется деньгами. И вот этот вопрос вызывает споры. Есть две полярные точки зрения.

Дмитрий Медведев во время упомянутой речи также сказал: «Каждый человек в жизни выбирает то, что для него важно. Это первое. Второе. Знаете, я абсолютно уверен, что современный энергичный преподаватель способен не только получать ту заработную плату, которая ему положена по должностному расписанию, но и как-то, так сказать, ещё что-то заработать. Во всяком случае, я когда был молодым преподавателем, работал на факультете, я просто много лекций читал, семинаров вёл. И в общем и целом как-то мне удавалось сводить концы с концами».

Из заявления Дмитрия Медведева можно сделать вывод, что труд педагогов не приносит никакой пользы. Если бы польза была, то государство выделяло бы деньги на адекватную оплату учительского труда. Но это ваш личный выбор, ваше личное дело, ваше призвание, поэтому вы сами крутитесь как хотите.

Я же считаю, что педагогическая деятельность удовлетворяет важнейшие потребности общества, государства, семей и граждан. Поскольку польза огромная, учителя могут требовать достойной оплаты своего труда.

Но поднимать вопрос о повышении зарплаты учителя можно только в экономических терминах: услуга и оплата.

Призвание – это польза самому себе. Услуга – это польза другим. Полезные и приятные для себя дела ещё называют «хобби». За хобби и призвание никто не платит.

Взаимозависимость

Дмитрий Анатольевич, конечно, лукавил, когда говорил, что учителя могут идти заниматься бизнесом. А если все последуют его рекомендации и уйдут в бизнес? Тогда что? Он закроет все школы, раз никто не хочет работать учителем? Нет. Правительство несёт ответственность за обеспеченность школ педагогическими кадрами. Правительство зависит от учителей точно так же, как учителя от правительства. Мы живём во взаимозависимом мире.

Взаимозависимость означает, что всё, что нам нужно, мы получаем от других людей.

В дореволюционной России были дворяне и дворовые. И дворянин, и дворовой находились при дворе своего господина или имели доступ ко двору. Дворовой крестьянин жил или работал при дворе хозяина – дворянина. Дворянин служил своему господину – царю. Царь был помазанником божьим – служил Господу. Все кому-то служили.

В современных демократических странах все граждане оказывают друг другу какие-то услуги, а государство оказывает услуги гражданам. В России есть даже сайт с названием «Госуслуги». На этом сайте любой учитель может получить услугу у такого солидного ведомства, как МВД. Я имею в виду получение справки об отсутствии судимости.

Взаимозависимость – естественное состояние зрелых людей. И до этого состояния нужно дорасти. Дети рождаются зависимыми от своих родителей. Юноши в норме должны пройти этап эмансипации – получить независимость от родителей.

Взаимозависимость – это высший уровень развития.
Взаимозависимость – это высший уровень развития.

Обмен благами – это фундамент экономики. Взаимозависимость – это норма отношений. Зрелые люди не комплексуют по поводу оказания услуг другим людям. Зрелые люди благодарят других людей за то, что те воспользовались их услугами. За услуги мы получаем деньги. Востребованность наших услуг – это залог нашего выживания и благополучия.

Если человека задевает слово «услуги», это значит, что он находится на уровне развития подростка, который бунтует против власти родителей. Эмансипация – это естественная задача взросления. Когда подросток стремится к независимости от родителей это нормально.

Но когда взрослый человек стремится к независимости от законов экономики, это признак инфантилизма, незрелости. Взрослые люди стремятся к свободе для чего-то, а не от чего-то.

Закон

Справедливости ради нужно заметить, что с юридической точки зрения работа педагога не является услугой. Согласно статье 2 закона «Об образовании в РФ» «педагогический работник – физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности». Никакими услугами «высокое звание» учителя здесь не очерняют.

Одно из самых частых упоминаний слова «услуга» в законе «Об образовании в РФ» связано с таким контекстом: «государственные и муниципальные услуги в сфере образования». Например, статья 99 называется «Особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования». То есть в терминах закона «Об образовании в РФ» услуги оказывают государственные и муниципальные служащие, в том числе президент, премьер-министр, министр просвещения.

Ещё один контекст: «платные образовательные услуги». Такие услуги оказывают организации, осуществляющие образовательную деятельность, – юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Не стоит путать образовательную деятельность (деятельность по реализации образовательных программ) и педагогическую деятельность (обучение, воспитание или организацию образовательной деятельности).

Таким образом, мне не понятно, в чём заключается инициатива президента и министра просвещения. Законодательство уже и так разводит «высокое звание» учителя и понятие услуги. Они хотят изменить определение понятия педагогического работника? Чтобы оно звучало так: «педагогический работник – физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по реализации своего призвания и (или) организации миссионерской деятельности»?

Миссия

В заключение несколько слов о миссии педагогов.

Миссия – это поручение или роль человека или группы в жизни общества. Слово «миссия» всегда нуждается в дополнении, раскрывающем содержание поручения или роли. Нельзя сказать, что работа педагога – это миссия. Любая работа – это миссия. Вопрос: в чём заключается миссия? У любой работы может быть множество разных миссий. Понять эту идею нам поможет притча.

Притча о трёх каменщиках

Случилось это в средние века. Монах, руководивший строительством собора, решил посмотреть, как работают каменщики. Он подошёл к первому и попросил рассказать о его работе.

— Я сижу перед каменной глыбой и бью по ней резцом. Скучная и нудная работа, изнуряющая меня, — сказал тот со злобой.

Монах подошёл ко второму каменщику и спросил о том же.

— Я бью по камню резцом и зарабатываю этим деньги. Теперь моя семья не будет голодать, — ответил мастер сдержанно.

Монах увидел третьего каменщика и спросил о его работе.

— Я строю Храм, который простоит тысячу лет. Я строю будущее, — улыбнувшись, ответил каменщик.

Монах удалился. На следующий день он пришёл к ним опять и предложил третьему каменщику стать вместо него руководителем работ.

Смысл

Разные учителя вкладывают разный смысл в свой труд.

Одни ходят на работу, как на каторгу. Просто у них нет возможности найти работу получше.

Другие педагоги зарабатывают деньги в школе. Их можно узнать по фразе: «Как платят, так и работаем».

Я формулирую свою миссию так: чтобы дети были благополучными и выросли в благополучных взрослых.

Понимание своей миссии и удерживание её в сознании является обязательным условием высокой эффективности. Нередко бывают ситуации, когда интересы ребёнка и учителя противоречат друг другу. В таких случаях миссия помогает принять правильное решение. Если моя миссия заключается в заботе о благополучии ребёнка, значит, я должен принять решение в его пользу.

Одна молодая учительница заявила, что её возмущает слово «услуга» применительно к её профессии. Если её работа услуга, тогда она отвела урок и всё. Если же она учит детей, то она может на перемене объяснить что-то ребёнку, ответить на его вопросы. Я спросил, а почему она не может по-человечески, с душой оказывать услугу? Учительница не смогла ответить.

Смысл, который учитель вкладывает в свой труд, находится в круге влияния учителя. Педагог несёт ответственность за свой труд. Понимание своей миссии не должно зависеть от характеристик окружающих.

Также крайне важно коллективу сформулировать миссию всей организации. Миссия поможет педагогам при обсуждении сложных вопросов прийти к правильному решению. Миссия – это фундамент, на который можно опереться.

Но этот фундамент нужно создать. Миссию нужно понять и сформулировать, а потом фокусироваться на ней.

Резюме

Утверждение, что профессия учителя – это не услуга, а миссия, звучит так же странно, как фраза: яблоко, это не товар, а фрукт. Одно другому не мешает. Работа учителя может рассматриваться на разных уровнях.

На уровне власти работа учителя эта услуга.

На уровне образовательной организации работа учителя – это обучение и воспитание.

На уровне миссии каждый педагог вкладывает собственный смысл в свою профессиональную деятельность.

На уровне органов власти учителя должны говорить в финансово-хозяйственных терминах и настаивать на том, что их работы является услугой и отстаивать достойную оплату труда. На уровне образовательной организации учителя должны защищать свои трудовые права. На уровне миссии учителя должны защищать интересы детей.


Статья опубликована: Учительская газета. – 2021. – № 42.