Академическая шляпа

Олимпиада по психологии

Кирилл Карпенко

В списке предметов, по которым проводятся олимпиады в России, психологии нет (согласно Положению о всероссийской олимпиаде школьников). Однако в Красноярске уже 13 лет проводятся олимпиады по психологии среди старшеклассников.

Большую трудность представляет то, что во многих школах Красноярска психологии в учебном плане нет, соответственно многие школьники систематическим изучением дисциплины не занимаются. Перед методистами, разрабатывающими задания для олимпиады, встаёт множество проблем:

  • подобрать задания, которые могут выполнить неподготовленные ученики;
  • в ходе выполнения заданий участники должны чему-то научиться и заинтересоваться психологией;
  • результаты выполнения заданий должны поддаваться объективной и прозрачной оценке или, по-возможности, не полностью зависеть от субъективной оценки жюри, нужны чёткие критерии оценивания.

Поскольку многие участники олимпиады впервые прикасаются к психологии только в связи с самой олимпиадой, основной задачей мы поставили просвещения школьников. В 2010 году было решено в формате олимпиады познакомить ребят с творчеством Пола Экмана, психологическим айкидо Михаила Литвака и книгой Аллена Карра «Лёгкий способ бросить курить».

Структура олимпиады выглядела следующим образом:

  1. творческое задание (1 час);
  2. лекционная часть (20 минут);
  3. тест на распознавание эмоций по мимике (10 минут).

Творческое задание

Творческое задание состояло из двух элементов. В первой части ребятам нужно было дать человеку, желающему бросить курить, как можно больше рекомендаций. Оценивать это задание было относительно легко: за каждый сколь-нибудь дельный совет ученик получал 1 балл. Ребята набрали здесь от 1 до 14 баллов.

Во второй части творческого задания ребятам нужно было дать свой вариант ответа в четырёх провокационных ситуациях:

  • Юрист взялся защищать в суде гомосексуалиста, уволенного с работы за его сексуальную ориентацию. В компании друзей один из приятелей решил «подколоть» юриста:
    — Ты сам там голубеть не начал случайно?
  • Во время предвыборной кампании один кандидат заявил, что только идиот может проголосовать за его противника. Вы как раз собираетесь голосовать за его противника. Как отреагируете на это заявление?
  • Вы услышали в свой адрес: "Вы глупец!"
  • Вы участвуете в дискуссии на психологическом форуме в интернете. Неожиданно один из Ваших оппонентов с «тревогой» обращается к Вам: «Мне кажется: с Вами что-то происходит! Я могу Вам чем-нибудь помочь?» (то есть намекает, что у Вас «крыша поехала»). Ваша реакция?

Оценивание этого задания вызвало у жюри наибольшие трудности. Однако, удалось выработать чёткие критерии:

1) Агрессивный ответ на провокацию, вступление в спор, эскалация конфликта – 0 баллов. Подобные реакции отражают низкий уровень личностного развития и социальной компетентности.

2) Молчание либо серьёзное объяснение, оправдание себя и своей позиции – 2 балла.

3) Верное понимание ситуации, которая сводится либо к шутке партнёра по общению, либо к грубости и соответствующий ситуации ироничный ответ – 4 балла.

В 4 балла оценивались ответы соответствующие психологическому айкидо. Один из самых остроумных ответов:

— Мне кажется: с Вами что-то происходит! Я могу Вам чем-нибудь помочь?

— Да, у меня «крыша поехала». Вы не могли бы её догнать?

Также в 4 балла оценивались другие остроумные ответы. Например, некоторые участники применили известный с древности способ доказательства в споре reductio ad absurdum (лат.) (доведение до абсурда):

— Ты сам там голубеть не начал случайно?

— По твоей логике, если я, защищая гомосексуалиста, сам меняю ориентацию, то ты, наверное, защищая девушку, меняешь свой пол?

Некоторые психологи заметили, что ситуации, предложенные участникам «взрослые» и школьникам сложно будет с ними справиться. Но, на наш взгляд, требуется совсем немного воображения, чтобы представить себя в роли участников этих сцен. Результаты выполнения задания показали, что сложностей для ребят эти ситуации не представляли: здесь ребята набрали в среднем 9 баллов.

Лекция

Лекционная часть представляла собой комментарий к заданиям, которые участники уже выполнили, и введением в задание по мимике, которое им предстояло выполнить. Для иллюстраций использовалась презентация, содержащая слайды с текстом, фотографиями и видео.

Комментарий к первому заданию, где участникам нужно было дать рекомендации, как бросить курить, был самым коротким. Ребятам был показан слайд с обложкой книги Аллена Карра «Лёгкий способ бросить курить». И ведущий заметил, что, когда к нему на консультацию попадают люди, неспособный завязать с курением, первая и самая простая рекомендация, которую они получают: прочитать книгу Аллена Карра. В значительном числе случаев этого вполне достаточно, чтобы человек после выполнения данного совета навсегда легко и просто бросил курить. А то, что автор не является профессиональным психологом, не должно нас смущать. При желании его концепцию можно описать в терминах психологии, привлечь теорию воли и привычки Уильяма Джеймса или теорию установки Дмитрия Узнадзе. Но простота изложения и ориентированность на массового читателя является преимуществом этого бестселлера. Это гуманная, психологически грамотная и действенная книга, которая помогла огромному числу людей справиться с одной из самых опасных проблем для психического и физического здоровья.

Психологическое айкидо

Поясняя второе задание творческой части олимпиады, ведущие продемонстрировали школьникам обложку книги Михаила Литвака «Психологическое айкидо» и дали определение этой техники: психологическое айкидо – это немедленное согласие с доводами оппонента. Этот способ общения применяется в ситуациях, когда кто-то хочет вас задеть, вызвать обиду, раздражение или другие неприятные эмоции. И во всех предложенных ребятам ситуациях эффективной была бы именно такая линия поведения.

Для закрепления и лучшего понимания этой части детям продемонстрировали, как можно было применить психологическое айкидо в этих ситуациях. Случай с юристом, защищающим гомосексуалиста, взят из фильма «Филадельфия». Участникам просто был показан соответствующий отрывок из фильма (длительность 36 секунд):

— Ты сам там голубеть не начал случайно?
— Начал, Фил. Я меняюсь. Я вышел на охоту. Мне нужен настоящий жеребец, такой как ты. Давай поиграем в морячков. Я – Колумб, ты – первый помощник...
— Это не смешно!

Ситуация про выборы взята из политической истории Италии. На выборах 2006 года Сильвио Берлускони заявил, что только идиот может проголосовать за его противника Романо Проди. Генпрокуратура Италии завела уголовное дело за оскорбление избирателей. А Роман Проди раздавал всем своим сторонникам футболки с надписью «Я — идиот». Слайд с фотографией митинга сторонников Романо Проди в центре Рима, где проходила эта акция, был продемонстрирован детям. Множество людей надели эти футболки. Сильвио Берлускони эти выборы проиграл...

Третья ситуация взята из книги Литвака.

— Вы глупец!

— Вы абсолютно правы! (уход от удара).

При крайней необходимости ответ можно продолжить следующим образом:

— Как вы быстро сообразили, что я глупец. Мне столько лет удавалось от всех это скрывать. При вашей проницательности вас ждет большое будущее! Я просто удивлен, что вас до сих пор начальство не оценило по достоинству!

Случай с психологом, которому другой психолог намекает на неадекватность, взят из личного опыта. На форуме, где общаются образованные люди, эта выходка многими была воспринята негативно, некоторые даже предлагали извиниться. Я же ответил в духе айкидо: «Вы правы: со мной что-то происходит. Со мной вообще много чего происходит, как и со всяким живым человеком. А Ваша помощь мне понадобится, когда со мной ничего не будет происходить. Надеюсь: вы мертвецов оживлять умеете?»

Пол Экман

Рассказ о творчестве Пола Экмана был начат издалека. В октябре 2009 года журнал «Афиша» опубликовал рейтинг 10 самых ожидаемых сериалов сезона. Участникам демонстрировалась обложка этого самого авторитетного журнала в сфере развлечений, на которой написано название сериала «Обмани меня» и фото актёра, играющего главную роль в этом фильме. То есть, это один из самых популярных фильмов в России и США в последние годы. Поскольку значительная часть участников не видели ни одной серии, ребятам были показаны первые две сцены из первой серии первого сезона (длительность 3 минуты 50 секунд). Главный герой фильма доктор Лайтман, специалист по лжи и мимике. У него своя фирма, в которой работает команда профессиональных психологов. Они занимаются помощью в расследованиях и обучают сотрудников спецслужб распознаванию лжи и эмоций по внешним проявлениям.

Возникает закономерный вопрос: «Это просто хороший голливудский фильм или за этим стоит какая-то научная база?» Для ответа участникам демонстрируются титры фильма с надписью «Scientific consultant – Paul Ekman» («Научный консультант — Пол Экман»). Пол Экман является не только научным консультантом сериала, но и прототипом главного героя. Пол Экман – профессор психологии Калифорнийского университета; автор и соавтор 10 книг и более сотни научных статей; один из крупнейших в мире специалистов по психологии лжи, эмоциям и паралингвистике; обладатель ряда престижных профессиональных наград; в 2009 году журнал «Time» включил Пола Экмана в список 100 наиболее влиятельных людей мира. У Пола Экмана в США своя фирма, которая занимается разработкой учебных пособий для обучения распознаванию лжи и эмоций по мимике, а также обучением сотрудников различных спецслужб США (ФБР, полиция, секретная служба, судьи и др.) распознаванию лжи.

Пол Экман давно известен в научном мире. Знакомство с его исследованиями общественность получила после выхода в свет в 1985 году его монографии «Психология лжи». На русском языке также изданы другие его книги: «Узнай лжеца по выражению лица» и «Психология эмоций». Пол Экман разработал серию компьютерных программ для тренировки распознавания эмоций по мимике: METT, SETT, FACS. (Рассказ сопровождается показом соответствующих слайдов с обложками книг и дисков с обучающими программами).

Также было дано определение понятию «паралингвистика», кратко описаны разделы паралингвистики и продемонстрированы результаты исследования Альберта Мейерабиана, показывающие значимость невербальных средств в общении. Согласно его исследованиям в процессе общения 7% информации передаётся через слова, 38% – звуковые средства (включая тон голоса, интонацию звука), и 55% через невербальные каналы.

В заключение были показаны слайды с фотографиями лиц, выражающих семь эмоций: страх, удивление, радость, печаль, гнев, отвращение, презрение, – и кратко словами описано изменение лица во время переживания этих эмоций.

Во время теста на определение эмоций по мимике участникам последовательно демонстрировались фотографии лиц людей, выражающих различные эмоции и нейтральные лица. Всего использовалось 40 фотографий. Длительность показа составляла 1 секунду. Перерыв между показом лиц 11 секунд. Во время перерыва нужно было определить, какая эмоция была показана и записать ответ в бланк. Для удобства проведения фотографии были представлялись в формате видео-слайд-шоу и демонстрировались на экране через проектор. Фотографии взяты из книги Пола Экмана «Узнай лжеца по выражению лица».

Оценивать это задание было проще всего: за каждый правильный ответ участник получал 1 балл.

Чтобы научиться распознавать эмоции по мимике требуется много времени (около 100 часов). Поэтому в положении о районной олимпиаде было указано, что будет такое задание и для подготовки к нему нужно обратиться к книгам Пола Экмана. Впрочем, с этим заданием также мог справиться даже неподготовленный ученик. Здесь все участники набрали 22 и более баллов.

Резюме

Для удобства участников олимпиады все книги и программы были собраны в один электронный архив, и все желающие могли взять себе копии этих материалов для дальнейшего изучения.

Таким образом, олимпиада по психологии является хорошим средством приобщения талантливых подростков к психологии. Нам удалось показать, что психология — это интересная, жизненная наука и практика, что она применима и в личной, и в профессиональной жизни, и в политике, и в кинематографе.

Ребята пополнили свою копилку психологических знаний. А обоснованная система оценивания позволила избежать недоразумений.


Статья опубликована: журнал Школьный психолог. – 2011. – № 11.

Оригинал публикации.