Подростки

Миф подросткового возраста

Кирилл Карпенко

Считается, что психологи должны просвещать родителей об особенностях подросткового возраста. К сожалению, содержание такого рода просвещения обычно очень сомнительного качества.

Давайте разберём один из официальных просветительских материалов на эту тему. Он достаточно типичен для такого рода текстов. Минобрнауки России в письме от 28.04.2018 N 07-2498 "О направлении методических рекомендаций" рекомендовало использовать "Методические рекомендации для педагогов-психологов и социальных педагогов по работе с родителями обучающихся образовательных организаций по проведению профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к суицидальному поведению". Данные рекомендации разработаны федеральным государственным бюджетным научным учреждением "Центр защиты прав и интересов детей".

Раздел 3 этих рекомендаций называется «"Психологический портрет" современных детей и подростков и психологическая безопасность».

Характеристики подростков в этом «портрете» я разделил на банальные, негативные, спорные и универсальные, то есть относящиеся и к другим возрастам.

В следующих четырёх параграфах я привожу все без исключения характеристики подростков, указанные в этом документе.

Банальные

В подростковом возрасте среди основных новообразований личности особо значимы: становление нравственного сознания, самосознания, самоотношения.

Это время интенсивного формирования мировоззрения, системы оценочных суждений, нравственной сферы личности растущего человека. В преобладающей степени эти процессы обусловлены как внутрисемейной, так и социальной ситуацией развития (причем не только ближайшим социальным окружением подростка, но и глобальной социокультурной ситуацией развития общества в целом).

Современных подростков часто называют буквами латинского алфавита - "Y и Z" "миллениалами", "поколением быстрых кнопок", "цифровым поколением".

Изменение социальной ситуации развития: переход от зависимого детства к потенциально самостоятельной и ответственной взрослости.

Смена ведущей деятельности: учебную деятельность вытесняет интимно-личностное общение со сверстниками.

Познание себя через противопоставление миру взрослых и через чувство принадлежности к миру сверстников. Это помогает подростку найти собственные ценности и нормы, сформировать своё представление об окружающем его мире.

Негативные

Половое созревание и неравномерное физиологическое развитие, обусловливающие эмоциональную неустойчивость и резкие колебания настроения (от экзальтации до депрессии).

Внутреннее противоречие между осознанием собственных идеалов и жизненных планов и их социальной абстрактностью.

Внутреннее противоречие между развитым эгоцентризмом среди родных и близких, с одной стороны, и повышенным конформизмом в группе сверстников, с другой.

Наиболее бурные аффективные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. При этом, как правило, пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11–13 лет, у девочек - на 13–15 лет.

Факторы угроз психологической безопасности

Когда поведение подростков по тем или иным причинам выходит за границы дозволенного и общепринятого, то мы сталкиваемся с девиантным, отклоняющимся поведением. Это, в свою очередь, повышает вероятность возникновения угроз психологической безопасности.

Индивидуально-психологические и возрастные особенности, социальная и семейная ситуации развития детей и подростков могут выступать факторами угроз их психологической безопасности:

— Несформированность системы ценностных ориентаций: отсутствия сформированных духовных ценностей и стремления к позитивному развитию собственной личности часто приводит к заполнению этой ниши иными, непродуктивными для развития личности занятиями (зависимости, аутодеструктивное, асоциальное поведение и т. д.);

— Отсутствие либо обесценивание идеальных устремлений: для современных школьников постепенно исчезает понятие идеала либо его осмысление в целом имеет размытые очертания.

— Отсутствие либо снижение высших эстетических потребностей: лишь незначительный процент подростков воспринимают как ценность чтение классической литературы (предпочитая такие жанры, как фэнтези, фантастика, "криминальное чтиво").

— Кризис самооценки: неустойчивость интересов, зависимость от мнений и точек зрения окружающих людей, высокая степень восприимчивости к негативному социальному опыту взаимодействия с окружающими;

— Отстраненность и противопоставление себя взрослым: избегание родительского контроля, высокий уровень конфликтности между членами семьи;

— Потребность и сложность в общении: высокая потребность в общении, наличие проблем в общении, обусловленных отсутствием коммуникативных навыков;

— Интернет-зависимость: сегодня Интернет является основным поставщиком информации, досугом и способом организации взаимодействия детей и подростков. Именно поэтому в эпитетах, именующих нынешнее молодое поколение, столь часто звучат отсылы к интернет-пространству, цифровым категориям. Это их привычное жизненное пространство. Но это также и пространство рисков.

— Ориентация на развлечения: в ценностных ориентациях современных подростков зачастую преобладают материальные ценности, удовольствия и развлечения, наблюдается духовно-нравственный нигилизм; среди развлечений значительное место отводится компьютерным играм и Интернету.

Спорные

Появление "чувства взрослости", желание подростка признания своей "взрослости" стремление разорвать эмоциональную зависимость от родителей.

Внутреннее противоречие между установкой на личное благополучие и неосознанностью ценности собственной жизни, что приводит к неоправданному риску.

Внутреннее противоречие между достаточно четко осознанными желаниями и стремлениями и недостаточно развитой волей и силой характера, необходимыми для их достижения.

Внутреннее противоречие между желанием быстрее освободиться от родительской опеки и трудностями социальной и психологической адаптации к условиям самостоятельной жизни.

Универсальные

Открытие и утверждение своего "Я", поиск собственного места в системе человеческих взаимоотношений.

Внутреннее противоречие между расцветом интеллектуальных и физических сил и жестким лимитом времени, финансово-экономических возможностей для удовлетворения возросших потребностей.

Внутреннее противоречие между стремлением самим сделать свой выбор и отсутствием желания нести ответственность за его последствия.

Что может стать неблагоприятными жизненными обстоятельствами?

— переживание обиды, одиночества, собственной ненужности, отчужденности и непонимания;

— действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство влюбленности, ревность;

— переживания, связанные со сложной обстановкой в семье, со смертью, разводом или уходом родителей из семьи;

— чувство вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения (в т. ч. связанного с насилием в семье, т. к. зачастую подросток считает себя виноватым в происходящем и боится рассказать об этом);

— боязнь позора, насмешек или унижения;

— страх наказания (например, в ситуациях ранней беременности, серьезного проступка или правонарушения), страх последствий неуспешного выполнения какой-либо деятельности (например, неуспешной сдачи экзаменов);

— любовные неудачи, трудности в сексуальных отношениях, беременность;

— чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство;

— желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации, повлиять на другого человека;

— сочувствие или подражание товарищам, кумирам, героям книг или фильмов, следование моде;

— нереализованные потребности в самоутверждении, в принадлежности к значимой группе.

Поведенческие реакции могут быть непредсказуемы и противоположны:

— целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью;

— неуемная жажда деятельности может смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать;

— повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяются ранимостью и неуверенностью в себе;

— развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;

— романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;

— нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости;

— потребность в общении сменяется желанием уединиться.

Эйджизм

Мрачный «портрет» получился. Как будто подростки – это ходячее недоразумение. Такое описание – это эйджизм в чистом виде.

Эйджизм – это дискриминация по возрастному признаку. Понятие «эйджизм» описывает стереотипы (что мы думаем), предрассудки (что мы чувствуем) и дискриминацию (как мы действуем) по отношению к другим людям и самим себе на основании возраста. Эйджизм переплетается с проявлениями дискриминации по другим признакам, таким как половая принадлежность, цвет кожи или состояние здоровья, и усугубляет их.

Эйджизм
Эйджизм

В 2021 году в докладе ООН о глобальной проблеме эйджизма помощник Генерального секретаря ООН Мария-Франческа Спатолизано заявила: «Эйджизм по отношению к молодым и пожилым людям широко распространен, не признается в качестве проблемы, не вызывает возражений, но имеет далеко идущие последствия для нашей экономики и общества».

Эйджизм настолько распространён и общепринят, что мы его даже не замечаем. Например, во время борьбы с пандемией COVID-19 подростки и пожилые подвергались дискриминации: пожилым запрещали выходить из дома, подросткам – посещать ТРЦ. Такие дискриминационные решения принимались на основе лишь одного критерия – возраста. И никакой общественной дискуссии по этому поводу не было.

По данным ВОЗ, половине мирового населения свойственно негативное отношение к пожилым людям, а в Европе – единственном регионе, где имеются соответствующие данные по всем возрастным группам, – молодые люди сообщают о том, что сталкиваются с возрастной дискриминацией, чаще, чем представители других возрастных групп.

Объективность

В методических рекомендациях Центра защиты прав детей нет ни одной ссылки на научные доказательства предложенного «портрета» подростков. Когда же я читаю про подростков в самых авторитетных научных изданиях, портрет современных подростков выглядит иначе.

Например, ВОЗ в результатах обследования «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» за 2009–2010 гг. указывают на то, что подростки во всех странах сообщают о хорошем здоровье и самочувствии, высокой удовлетворенности жизнью, здоровых формах поведения, положительном опыте и взаимоотношениях в семье, школе и в более широком контексте среды обитания.

А вот несколько выводов из глав про подростков в книге Грэйса Крайга «Психология развития»:

  • Меньшинство подростков вовлекается в потенциально деструктивное авантюристическое поведение; большая их часть проводит своё время конструктивно.
  • Конфликты между подростками и их родителями обычно незначительны; хорошая коммуникация между поколениями помогает решать семейные конфликты.
  • Подростковый возраст не является временем «бури и натиска» для большинства тинэйджеров.
  • Кросс-культурные исследования ясно свидетельствуют о том, что большинство подростков во всём мире хорошо уживаются со своими родителями.

Иначе говоря, «кризиса подросткового возраста» не существует. Кризис подросткового возраста – это когда родители не поспевают за развитием ребёнка. Поскольку многие родители более-менее своевременно меняют своё отношение к детям по мере их взросления, никаких серьёзных конфликтов и проблем у них не возникает.

Резюме

Образовательные организации и психологи должны заниматься развитием эмпатии граждан, развенчивать ложные представления о людях разных возрастных групп и снижать предрассудки посредством предоставления точной информации и примеров, идущих вразрез с устоявшимися стереотипами. Но, к сожалению, рассмотренный психологический «портрет» и многие другие материалы на эту тему направлены на укоренение негативных предубеждений относительно подростков, а не их развенчание.


Статья опубликована: Учительская газета. – 2022. – № 21.