55 правил Рона Кларка.

55 правил Рона Кларка для успеха в обучении каждого ребёнка

Автор Рон Кларк
Перевод Кирилла Карпенко

Данные правила разработал американский педагог Рон Кларк. Они описаны им в книге The Essential 55, которая стала бестселлером в США.

Правила приводятся по изданию 2019 года.

Правило 1

Будьте скромны.

Правило 2

Создавайте контакт глазами. Когда кто-то говорит, смотрите на него всё время. Когда кто-то комментирует, повернитесь и посмотрите в лицо этому человеку.

Правило 3

Стремитесь возвышать других. Если кто-то из класса побеждает в игре или делает что-то хорошо, мы поздравляем его. Мы будем аплодировать ему по меньшей мере 3 секунды, использую всю поверхность ладоней, которые при соприкосновении дают подходящей громкости хлопок. (Я знаю, что эти слова производят впечатление, что я чокнутый, но проговорить это важно).

Правило 4

Во время дискуссии уважать комментарии других учеников, их точку зрения и идеи. Когда это возможно, говорить: "Я согласен с Джоном, и я так же чувствую, что...", или "Я не согласен с Сарой. Она выразила хорошее замечание, но я чувствую, что...", или "Я думаю, что Виктор сделал замечательное наблюдение, которое заставило меня понять..."

Правило 5

Если вы победили или сделали что-то хорошо – не хвастайтесь. Если вы проиграли – не показывайте гнев. Вместо этого скажите что-то вроде: "Мне понравился конкурс, я с нетерпением жду возможности сыграть ещё раз", или "Хорошая игра", или просто ничего не говорите. Когда вы демонстрируете гнев или сарказм словами "Я играл не в полную силуТы не так хорош на самом деле", вы показываете свою слабость.

Правило 6

Если в разговоре вам задают вопрос, вы должны тоже задать подобный вопрос в ответ:
— Хорошо провёл выходные?
— Да, я отлично провёл время. Семьёй ездили по магазинам. Как насчёт тебя? Ты хорошо провёл выходные?
Это вежливый способ показать собеседнику, что он интересен вам не меньше, чем вы ему.

Правило 7

Когда вы кашляете, или чихаете, или у вас отрыжка, нужно повернуть голову от остальных и кашлянуть в сгиб своей руки. Также вы можете использовать свою ладонь, если она покрыта салфеткой. Использовать кулак неприемлемо. После этого вы должны сказать: "Извините".

Правило 8

Не причмокивайте губами, не цокайте, не закатывайте глаза и не демонстрируйте неуважение жестами.

Правило 9

Всегда благодарите, когда вам дают что-либо. Если вы не поблагодарите в течение 3 секунд после того, как получили предмет, я возьму его обратно. Не показать свою признательность непростительно.

Правило 10

Когда вам дают что-либо, никогда не оскорбляйте дарителя негативными комментариями о подарке или намёками, что это не было ценно.

Правило 11

Удивляйте окружающих какими-то неожиданными добрыми поступками. Старайтесь изо всех сил делать что-то удивительно доброе и великодушное для кого-то хотя бы раз в месяц.

Правило 12

Иногда мы оцениваем тетради друг друга всем классом. Когда вы оцениваете тетрадь другого ученика и выставляете неправильную оценку (выше или ниже заслуженной), тогда разница между правильной оценкой и выставленной вами будет вычтена из оценки за вашу работу. Единственная отметка, которую вам позволено делать в чужой работе, "Ⅹ" и количество ошибочных ответов.

Правило 13

Когда мы читаем вместе в классе, вы должны следить за текстом. Если я называю вас, вы должны точно знать где мы читаем и начать читать с этого места сразу.

Правило 14

Отвечать на все письменные вопросы нужно полными предложениями. Например, если вас спрашивают: "Какой город является столицей России?", – вы должны ответить: "Столица России горою Москва". Также в беседе важно отвечать полными предложениями, проявляя уважение к вопросам человека. Например, если собеседник спрашивает: "Как дела?", – вместо короткого ответа: "Хорошо", – нужно ответить: "У меня дела в порядке, спасибо. Как ваши дела?"

Правило 15

Время от времени в течение года я буду награждать учеников за хорошее поведение, успехи в учёбе и другие действия, достойные похвалы. Если вы однажды спросите меня о награде – она вам не будет дана. Это грубо, просить о поощрении за хорошее поведение. Вы должны быть хорошими и стараться изо всех сил только для того, чтобы улучшить себя, а не потому, что ожидаете за это награду. Обычно я награждаю каждого ученика, набравшего 100 баллов по тесту. Если вы набрали 100 баллов и попросили поощрение за это, то никому, из набравших 100 баллов, ничего не будет дано.

Правило 16

Домашнее задание будет даваться каждый день по каждому предмету каждому ученику без исключений.

Правило 17

Когда мы переходим от одного предмета к другому, изменение будет быстрым, тихим и упорядоченным. Мы будем последовательно переходить от одной книги к другой полностью, со всей домашней работой и необходимыми материалами так быстро, как это только возможно. Достаточное количество времени на переход составляет 10 секунд, и мы будем стремиться сделать это за 7 секунд.

Правило 18

Вы приложите все усилия для того, чтобы быть настолько организованными, насколько это возможно.

Правило 19

Когда я задаю домашнюю работу, не должно быть стонов и жалоб. Это приведёт к удвоению домашней работы.

Правило 20

Когда с вами занимается другой учитель, вы должны следовать тем же правилам, которые выполняете со мной. (Я знаю, что это трудно, однако это важно).

Правило 21

Мы будем следовать определённым протоколам работы в классе. Мы будем организованы, эффективны и сосредоточены на задаче.

Правило 22

Делайте всё возможное, чтобы другие чувствовали себя особенными. Фокусируйте всё своё внимание на человеке, с которым вы общаетесь в данный момент.

Правило 23

Быстро выучите имена всех учителей в школе и приветствуйте их, говоря, например: "Доброе утро, мистер Грэхэм" или "Добрый день, миссис Ортиз. Какое красивое платье." (Примечание: когда вы на уроке или на построении со всем классом, вам не позволяется говорить с учителями в это время, потому что здесь действует правило молчания. Говорить с учителями можно, когда вы входите в школу или выходите из неё, на перемене, когда выполняете поручение или переходите в другой класс).

Правило 24

Смывайте в туалете и мойте руки после посещения уборной. В общественном туалете возьмите бумажное полотенце до мытья рук. Когда руки вымыты, используя бумажное полотенце, закройте кран и нажмите на диспенсер для получения другого полотенца, чтобы вытереть руки. Или с помощью бумажного полотенца нажмите кнопку для включения сушилки. Последнее, что вы хотите сделать, это прикасаться чистыми руками к местам, до которых другие дотрагивались грязными руками.

Правило 25

К нам в школу часто приходят посетители. Если кто-то будет посещать наш класс, то я отправлю двух учеников к главному входу в здание. У вас будет плакат с приветствием гостя. Когда наш посетитель прибудет, пожмите ему руку, представитесь и поприветствуете в нашей школе. Затем проведите небольшую экскурсию по школе, прежде чем привести гостя в класс.

Правило 26

Не занимайте места в столовой. Если кто-то хочет сесть, позвольте ему сесть. Не пытайтесь кого-то не пустить за свой стол. Мы семья, и мы должны относиться друг к другу с уважением и добротой.

Правило 27

Когда я или другой учитель проводит воспитательную беседу с учеником, не глазейте на этого ученика. Вы не хотите, чтобы на вас смотрели другие обучающиеся, когда вам делают выговор, поэтому и вы не смотрите на других в этой ситуации. Если вы ученик, с которым я разговариваю, то не выражайте гнев или беспокойство ученикам, которые смотрят на вас. Сообщите мне об этом, и я улажу ситуацию.

Правило 28

Если у вас есть вопросы о домашнем задании, вы можете позвонить или написать мне. Если я не отвечаю на телефонный звонок, пожалуйста, оставьте сообщение в такой манере: "Здравствуйте, мистер Кларк, это__________. Мне нужна помощь с домашней работой. Вы можете перезвонить мне до __:00. Спасибо". Оставьте это сообщение один раз; нет необходимости оставлять его четырнадцать раз.

Правило 29

Несколько способов обращения с пищей, которым вы должны следовать. Я называю их моей азбукой этикета.

Правило 30

После приёма пищи мы убираем за собой. То есть очищаем стол, проверяем, чтобы не осталось мусора на полу и вокруг стола. Важно нести ответственность за свой мусор где бы вы ни находились и не мусорить.

Правило 31

Когда мы останавливаемся в гостинице, уместно оставить чаевые на подушке для работников отеля, ответственных за уборку комнаты после нашего пребывания. Два или три доллара за ночь подходящая сумма, в зависимости от стоимости номера.

Правило 32 

Когда мы едем в автобусе, фургоне или самолёте мы всегда сидим лицом вперёд. Мы никогда не оборачиваемся, чтобы поговорить с другими учениками, не втыкаем ничего в проходы, не засовываем лицо между сиденьями и не ведём себя плохо. Когда мы выходим, мы всегда говорим спасибо и желаем водителю, кондуктору или экипажу хорошего дня.

Правило 33

Когда мы посещаем разные места, мы встречаем разных людей. Когда я представляю вас людям, убедитесь, что вы запомнили их имена. Когда мы уходим, пожмите этим людям руки и поблагодарите, называя их по имени.

Правило 34

Всякий раз, когда вам предлагают угощения, в буфете или в классе, никогда не берите больше, чем вам полагается. Вы не хотите быть жадными и проявить неуважение к другим, не оставив достаточно для них.

Правило 35

В школе или в поездке, если кто-то что-то роняет, поднимите это и отдайте уронившему. Даже если он ближе к этой вещи. Это жест вежливости.

Правило 36

Если вы подошли к двери, и кто-то следует за вами, то придержите дверь. Если дверь открывается "на себя", то откройте дверь, встаньте сбоку и пропустите другого человека вперёд, затем, проходите сами. Если дверь открывается "от себя", то придержите её, когда пройдёте.

Правило 37

Будьте хорошим слушателем.

Правило 38

Во время экскурсии тихо войдите в общественное здание. Мы войдем в здание так тихо, что никто даже не заметит, что мы там. Это правило распространяется на вход в любое место скопления людей, будь то кинотеатр, церковь, театр или любое другое место.

Правило 39

Будьте хорошим гостем. Входя в чей-то дом, соблюдайте три правила гостеприимства. Первое – снимите обувь, второе – вручите подарок (например, выпечку), и третье – похвалите что-нибудь.

Правило 40

Во время школьного собрания не разговаривайте, не оглядывайтесь по сторонам и не пытайтесь привлечь внимание своих друзей из других классов.

Правило 41

Всегда соблюдайте телефонный этикет, который включает 5 обязательных элементов:
1. поздоровайтесь;
2. представьтесь;
3. убедитесь, что собеседнику удобно разговаривать в данный момент;
4. озвучьте цель звонка;
5. вежливо и с благодарностью попрощайтесь.

Правило 42

Когда мы возвращаемся с экскурсии, вы должны пожать мне руку, а также всем сопровождающим. Поблагодарите нас за то, что мы нашли время свозить вас на экскурсию, и дайте нам знать, что вы цените эту возможность съездить. Я не заинтересован получить от вас благодарность; для меня важно научить вас правильно выражать признательность, когда кто-то старается изо всех сил помочь вам.

Правило 43

Когда мы на экскурсии и нам нужно подниматься по эскалаторам, мы будем стоять справа. Это даёт другим людям, которые спешат, возможность подняться по левой стороне эскалатора. Когда мы входим в лифт, метро или дверной проем, мы ждем, пока другие выйдут, прежде чем войти.

Правило 44

Находясь в шеренге, идите друг за другом, в одном-двух шагах позади человека впереди вас, держа руки по бокам. Всё время смотрите вперёд. Совершенно без разговоров.

Правило 45

Серьёзно относитесь к общешкольным учениям и мерам предосторожности.

По многочисленным просьбам Рон Клар создал приложение к книге - рабочую тетрадь, для эффективного установления этих правил.
По многочисленным просьбам Рон Клар создал приложение к книге – рабочую тетрадь.

Правило 46

Когда мы посещаем кинотеатр, там не должно быть разговоров ни при каких обстоятельствах. Мне всё равно, насколько хорош фильм и что вы хотите сказать человеку рядом с вами, вы не будете даже шептать! Не ставьте ноги на кресло перед собой. Если вы едите во время фильма, то ешьте как можно тише. Если вы купили конфеты, чтобы поесть во время фильма, откройте обёртку и приготовьте их до начала фильма; попытка открыть пакет с конфетами во время фильма очень раздражает окружающих. Также очень грубо оставлять мобильный телефон включённым во время просмотра фильма.

Правило 47

Не приносите чипсы Doritos в школу. (Это правило имеет целью привнести в список что-то уникальное, то есть относящееся исключительно к личности Рона Кларка. Учителям и родителям нужно заменить это правило на какое-то своё, потому что вы не сможете объяснить детям целесообразность этого правила).

Правило 48

Если какой-то ребёнок в этой школе докучает вам, дайте мне знать. Я ваш учитель, я здесь, чтобы заботиться о вас и защищать вас. Я никому не позволю в этой школе запугивать вас или вызывать чувство дискомфорта. Поэтому я прошу вас не брать дело в свои руки; позвольте мне разобраться с учеником. Не запугивайте других.

Правило 49

Отстаивайте то, во что вы верите. Не принимайте ответ «нет», если ваше сердце и разум ведут вас в том направлении, в котором вы твёрдо уверены.

Правило 50

Будьте позитивными и радуйтесь жизни. Некоторые вещи просто не стоят того, чтобы из-за них расстраиваться. Думайте о ваших перспективах и фокусируйтесь на хорошем в вашей жизни.

Правило 51

Живите так, чтобы ни о чём не пришлось сожалеть. Если вы хотите что-то сделать – сделайте это! Никогда не позволяйте страху, сомнению или другим препятствиям встать на вашем пути. Если есть что-то, чего вы хотите, боритесь за это со всей своей страстью. Если есть что-то, что вы хотите сделать, действуйте и не останавливайтесь, пока не добьётесь этого. Если вы хотите что-то, сделайте всё необходимое, чтобы воплотить эту мечту в жизнь.

Правило 52

Примите тот факт, что вы будете совершать ошибки. Учитесь на них и идите дальше.

Правило 53

Независимо от обстоятельств, всегда будьте честны. Даже если вы сделали что-то неправильное, лучше всего сообщить об этом мне, потому что я отнесусь к этому с уважением, и часто отказываюсь от любых дисциплинарных мер в ответ на вашу честность.

Правило 54

Лови момент. Вы живёте сегодняшний день только один раз, так что не тратьте его зря. Жизнь состоит из особых моментов, многие из которых случаются, когда осторожность выбрасывается на ветер, люди начинают действовать и живут одним днём.

Правило 55

Будь лучшим человеком, каким ты можешь быть.

Бонусные правила

Бонусное правило 1

Будьте выше соли. Соль – это злые, токсичные люди, которые неизбежно встречаются нам на жизненном пути. С такими людьми нужно быть вежливыми, но нельзя позволять им влиять на нас.

Бонусное правило 2

Будьте пиццей, а НЕ ХЛЕБОМ. Быть пиццей, значит быть живым, энергичным, смелым, полным энтузиазма, стремиться к совершенству и большим целям. Хотя такой подход связан с риском и разочарованиями, но именно такие люди меняют мир к лучшему.

Правила 2003 года

Следующие четыре правила были в издании 2003 года, но не вошли в издание 2019 года.

Правило 1

Когда отвечаете любому взрослому, вы должны ответить, сказав: "Да, мэм" или "Нет, сэр". Просто кивнуть головой или сказать в другой форме да или нет неприемлемо.

Правило 22

Вы можете принести бутылку воды и поставить её на свой стол. Не спрашивайте у меня разрешения взять воду во время урока. У вас даже может быть еда на столе, если другие этого не видят, и я не слышу, что вы едите её.

Правило 37

Если кто-то врежется в вас, даже если это не ваша вина, скажите: "Извините".

Правило 45

Никогда не нарушайте очередь. Если кто-то пройдёт без очереди перед вами, ничего не говорите и не делайте. Пусть так и будет, но дайте мне знать об этом. Я разберусь с этой ситуацией. Если вы начнёте ссору с тем, кто нарушил очередь, то проблемы будут и у вас. Оно того не стоит, просто сообщите мне о случившемся. Так же нужно поступать, если ситуация возникла с ребятами из других классов: сначала сообщите мне, прежде чем предпринимать что-то самим.

Дополнительные материалы

Художественный фильм про эффективность 55 правил: Триумф: История Рона Кларка / The Ron Clark Story (Рэнда Хайнс, 2006).

Как устанавливать правила для детей?

Книга The Essential 55 на Amazon.

Рабочая тетрадь The Essential 55 Workbook: Revised and Updated на Amazon.

Интервью с Роном Кларком о 55 правилах (на английском языке).


Материал опубликован:

  1. книга "Записки школьного психолога: для родителей";
  2. "Учительская газета". –  2018, № 41 и 42.