Группы смерти: кто виноват и что делать?

Группы смерти: кто виноват и что делать?

Лия Шарова

Кто виноват?

Конечно, и журналистам, и даже родителям проще собрать в одну кучу жуткие скрины из суицидальных групп, подвести под это теорию заговора и нагнать панику, чем постараться конструктивно понять, как на практике решать эту проблему.

Во-первых, мы имеем дело с новым явлением: интернет – соцсети – сообщества по интересам – сообщества, жизненно опасные для участников. Еще 10 лет назад человечество не сталкивалось с такой проблемой. Теперь новая эра несет новые угрозы и требует новых пониманий и новых способов решения.
Депрессивные подростки с суицидальными настроениями были всегда. Но раньше мы, тогдашние пятнадцатилетние, переживавшие несчастную любовь, ад непонимания в семье или экзистенциальный кризис из серии «тлен и безысходность» могли объединиться в своих страданиях разве что с парой-тройкой таких же неуравновешенных подружек или унылых одноклассников.

Мы так же подпитывали друг друга размышлениями о том, как смерть решит все наши глобальные проблемы, мы поддерживали друг в друге ненависть к этим равнодушным и тупым взрослым, мы считали, что жизнь кончена, раз «он меня не любит, потому что я больше никогда и никого не смогу полюбить».
Но у нас не было простой и всегда доступной возможности в любую минуту выйти в сеть и окунуться в любой поток на выбор: тут группа нытья о бессмысленности жизни, тут сообщество преданных, тут – хейтеры родителей, тут собираются потенциальные висельники, а здесь обсуждаем сочетания таблеток, «чтобы не откачали».

Это – прецедент. Пройдет еще несколько лет, и в мире появятся новые законы, преследующие создателей и наказывающие участников таких и других экстремальных сообществ. Но нам нужно что-то делать сегодня, и лучше понять, что мы, родители, можем сделать, а чего, к сожалению, нет.

Во-вторых, рассуждать о причинах, искать виноватых, сокрушаться и возмущаться, возможно, и увлекательно, но совершенно нецелесообразно. Да, привлекать внимание общественности к этой проблеме нужно. Да, должны создаваться специальные инстанции, выискивающие и блокирующие подобные ресурсы. Да, нужны петиции, расследования и меры, но, опять же, многим мамам и папам решение проблемы, существующей на мониторе или на экране смартфона их ребёнка в соседней комнате за закрытой дверью, нужно уже прямо сейчас, в эту минуту.

Есть исходные данные, представляющие угрозу для ребёнка подросткового возраста:

  • депрессивные настроения;
  • влюбленность, виртуальная или реальная;
  • невозможность контроля за свободным временем ребёнка его родителями;
  • конфликты в значимых социальных группах, виртуальных или реальных;
  • проблемы в семье.

И в целом эти данные можно отнести к каждому второму подростку, если не к 99 из 100.

Что делать?

Для лучшего понимания ситуации резонно снять розовые очки и допустить:

  • что ребёнок не рассказывает вам обо всех своих проблемах, настроениях и участии в сообществах;
  • что если вы вызовете его «на ковёр», или, считая себя гениями доверительных отношений, придете к нему с «разговором по душам» о группе китов, бабочек или «убей себя об стену», то ваш ребёнок моментально не распахнет душу и не сводит вас на экскурсию по своей переписке, не покажет вам свою любимую серию картинок с перерезанными венами и подписями «Самоубийство не решит твоих проблем, оно просто избавит тебя от них»;
  • что даже если вы трижды вызовете скорую и почти погибнете на его глазах от сердечного приступа, вызванного той болью, которую он причиняет вам своим поведением, он не изменится в лице и даже будет цинично называть ваши мучения «очередным спектаклем»;
  • что ваш ребёнок – не ангел в мире злобных чудовищ, одни из которых, наверняка по заданию западных врагов, специально создают в России группы, толкающие детей к самоубийству, а другие, глупые ровесники, одноклассники и френды в соцсетях, неуклонно воздействуют на вашего ребёнка с целью его уничтожить;
  • что ваше желание «срочно бить тревогу» и возглавить родительскую истерику в школе или в соцсети ничем не повлияет на мысли о суициде у вашего ребёнка;
  • что решение этой проблемы потребует ваших ресурсов: сил, времени, внимания, терпения и умения, как ни странно, учиться, вникать, узнавать, а, если понадобится, и менять ваш образ жизни, возможно даже место работы или место жительства.

Эти группы существовали и пять лет назад и даже раньше. Блестки в виде слёз, чокеры, бабочки, киты, которые, кстати, не были изначально символом суицидальных групп, волны из тумблера, иди за Риной, тихий дом и рядом море китов, последний день. Дальше – страшнее: закрытые группы с инициациями и заданиями, 4:20 и избранные. Игры со смертью, чувство власти над другими, провокации, издевательства, ванильные и трешовые секты для разочарованных в жизни, плейлисты, способные самого устойчивого вогнать в жуткую депрессию. Этого много. Это развивается. Это совершенствуется. И бороться с этим можно разве что закатав в асфальт все девайсы мира.

Тест для родителей

Вы наверняка уже читали в статьях на эту тему различные советы «как определить по поведению ребёнка, состоит он в группе с суицидальным содержанием или нет»? Но я предлагаю вам, родителям подростков, совершенно другой тест с вопросами иной направленности:

1. Вы знаете топ-5 любимых музыкальных групп вашего ребёнка, вы слушали его любимую музыку и не критиковали её. Ваш ребёнок сам делится с вами любимой музыкой.

2. Вы знаете топ-5 любимых видеоблогеров вашего ребёнка, вы смотрели их ролики, вы в курсе их тем, философии, приколов. Ваш ребёнок сам иногда показывает вам самые прикольные на его взгляд ролики.

3. Вы – взаимные френды во всех соцсетях, в которых есть ваш ребёнок. Вы обмениваетесь сообщениями, фотографиями, ссылками.

4. Вы не критикуете содержание его страниц и содержание страниц его виртуальных друзей. ребёнок не закрывает вам доступ ни к одной странице в соцсетях.

5. Ваш ребёнок, приходя домой из школы, с курсов или еще откуда-то с удовольствием делится с вами впечатлениями.

6. Ваш ребёнок рассказывает вам о своих личных отношениях. Вы знаете, в кого он влюблен, знаете, кто его лучшие друзья, знаете, кого он не любит и почему. Друзья вашего ребёнка приходят к вам в гости и считают вас «классной мамой» или «отличным отцом».

7. Вы не раз разговаривали с вашим ребёнком о смысле жизни, о проблемах социума, о внутренней свободе, о праве выбора своего пути, о том, что вы поддержите его, даже если его решения о его будущем вам не понравятся.

8. Вы не оскорбляете и не бьёте своего ребёнка.

9. Вы спрашиваете его совета, интересуетесь его мнением по разным вопросам, делитесь с ним своими впечатлениями и новостями, как с другом. Вы не задаете каждый день вопросы «Как дела в школе?», «Какие оценки?», «Что ел?»

10. Вы рассказываете вашему ребёнку о своем подростковом и юношеском возрасте, в том числе о проблемах, «плохих поступках», влюбленностях, конфликтах, проблемах с вашими родителями.

Сделать так, чтобы на каждый из 10 вопросов вы ответили «да» — и есть решение проблем, не только с суицидальными группами, но и многих других. Именно это в наших, родительских силах. И именно такие отношения: доверительные, откровенные, дружеские, полные искреннего внимания к мыслям, чувствам и желаниям ребёнка, и есть – главная защита от сотни опасностей, каким бы новыми, жуткими и коварными они ни были.


Источник: Школа безопасности "Стоп угроза".